День 1: Воронеж - Обнинск.
Карелия на авто звучит немного странно, слуху более привычнее, конечно, на байдарках. Но почему бы и нет… питерцы и москвачи туда регулярно ездят и получают удовольствие. Чем мы хуже в конце концов. И все заверте…
Изначально маршрут выглядел так: Великий Новгород – горный парк Рускеала – остров Валаам – Выборг – Псков – Талабские острова, ну и все интересности, которые окажутся по пути. Впоследствии погода и общая усталость внесли свои коррективы.
От Воронежа до Сортавалы примерно 1500 км, поэтому по опыту прошлогодней поездки в Беларусь решили одолеть в 3 прыжка по 500 км примерно. Все бы ничего, но на пути стояла Москва. Наполеон и Гитлер не прошли и ты не пройдешь ))) Нет, серьезно, пробки на МКАДе это та еще жесть, мне довелось как-то в автобусе там 3 часа провести и это, говорят, еще не предел.
В поисках объездов и жилья наткнулись на Обнинск, небольшой город по типу нашего Нововоронежа, достаточно далеко от столицы, за пределами третьего кольца даже и вполне себе по пути. Доехали через Тулу - Серпухов, тем самым избежали воскресных заторов из дачников практически совсем. Гостиница «Орбиталь», в которой мы остановились, оказалась невероятно комфортной и в плане расположения и в плане сервиса. Безо всякой рекламы – рекомендую. Даже в номерах «эконом» холодильники стоят. Единственный минус – летом (нормальным летом, а не как сейчас) может быть душновато, кондеев там нет. Но т.к. она советской постройки – расположена так, что солнце прямо в окна не дубасит в любом случае. И вишенка на торте – не требуют предоплаты при бронировании.
Карелия на авто звучит немного странно, слуху более привычнее, конечно, на байдарках. Но почему бы и нет… питерцы и москвачи туда регулярно ездят и получают удовольствие. Чем мы хуже в конце концов. И все заверте…
Изначально маршрут выглядел так: Великий Новгород – горный парк Рускеала – остров Валаам – Выборг – Псков – Талабские острова, ну и все интересности, которые окажутся по пути. Впоследствии погода и общая усталость внесли свои коррективы.
От Воронежа до Сортавалы примерно 1500 км, поэтому по опыту прошлогодней поездки в Беларусь решили одолеть в 3 прыжка по 500 км примерно. Все бы ничего, но на пути стояла Москва. Наполеон и Гитлер не прошли и ты не пройдешь ))) Нет, серьезно, пробки на МКАДе это та еще жесть, мне довелось как-то в автобусе там 3 часа провести и это, говорят, еще не предел.
В поисках объездов и жилья наткнулись на Обнинск, небольшой город по типу нашего Нововоронежа, достаточно далеко от столицы, за пределами третьего кольца даже и вполне себе по пути. Доехали через Тулу - Серпухов, тем самым избежали воскресных заторов из дачников практически совсем. Гостиница «Орбиталь», в которой мы остановились, оказалась невероятно комфортной и в плане расположения и в плане сервиса. Безо всякой рекламы – рекомендую. Даже в номерах «эконом» холодильники стоят. Единственный минус – летом (нормальным летом, а не как сейчас) может быть душновато, кондеев там нет. Но т.к. она советской постройки – расположена так, что солнце прямо в окна не дубасит в любом случае. И вишенка на торте – не требуют предоплаты при бронировании.
День 2: Обнинск - Великий Новгород.
Второй прыжок – до Великого Новгорода – вышел самым тяжелым за всю поездку. 600 км, из которых был всего 1 платный кусок в 100 км кажись – объезд Твери и Вышнего Волочка. Вот там реально автобан: 130 разрешенная скорость, идеальнейший асфальт. Правда выше 160 я зассал гнать, резина Кама как никак ))). Те, кто может выжать больше – не спешите радоваться, через пяток км после начала платки равномерно расставлены камеры, стреляющие в жопу. И покатушки там недешевые – чек мы пролюбили, но там было больше 200 р за 100 км…
Платежи там реализованы примерно как в ГЧ: т.е. на въезде автомат выдает тебе чек, а на выезде у тебя его берет живой человек и берет денег согласно километражу. Если чек потеряешь – платишь так, словно ты проехал всю дорогу от и до.
На стоянках уже пасутся чайки. Тут и далее на север они как наши голуби жрут все, что попадается, не брезгуют и мусорками. А тут нас прям обступили и ждали когда мы их уже начнем кормить. В отличие от голубей у стаи чаек есть вожак, который ими всеми командует, строит и ровняет. Его легко узнать – он больше всех орет, и на его вопли слетаются все чайки в радиусе досягаемости.
А до платки была еще тошнота через Рузу, Клин и еще 100500 населенок с ограничением 60 и камерами, где только можно. Первые 200 км еще терпимо, а потом выматывает не по-детски на самом деле. К Новгороду мне уже было не до памятников и красот – не кантовать, при пожаре выносить первым. Отчасти из-за этого мы там ничего и не стали смотреть даже на следующий день.
С жильем там так себе, гостиницы дорогие, проще и дешевле вышло снять квартиру. Тут тоже не обошлось без ненужной нездоровой суеты. Хозяйка нам по дороге перезванивала раз 10 наверное. Сначала просила отменить заказ на букинге, т.к. в квартире дестрой после прежних жильцов, потом искала замену, потом был квест проникнуть в один дом взять из почтового ящика ключ от квартиры в другом доме. То, что нам удалось пристроить вечером в спальном районе машину около подъезда, - это вообще фантастика.
Второй прыжок – до Великого Новгорода – вышел самым тяжелым за всю поездку. 600 км, из которых был всего 1 платный кусок в 100 км кажись – объезд Твери и Вышнего Волочка. Вот там реально автобан: 130 разрешенная скорость, идеальнейший асфальт. Правда выше 160 я зассал гнать, резина Кама как никак ))). Те, кто может выжать больше – не спешите радоваться, через пяток км после начала платки равномерно расставлены камеры, стреляющие в жопу. И покатушки там недешевые – чек мы пролюбили, но там было больше 200 р за 100 км…
Платежи там реализованы примерно как в ГЧ: т.е. на въезде автомат выдает тебе чек, а на выезде у тебя его берет живой человек и берет денег согласно километражу. Если чек потеряешь – платишь так, словно ты проехал всю дорогу от и до.
На стоянках уже пасутся чайки. Тут и далее на север они как наши голуби жрут все, что попадается, не брезгуют и мусорками. А тут нас прям обступили и ждали когда мы их уже начнем кормить. В отличие от голубей у стаи чаек есть вожак, который ими всеми командует, строит и ровняет. Его легко узнать – он больше всех орет, и на его вопли слетаются все чайки в радиусе досягаемости.
А до платки была еще тошнота через Рузу, Клин и еще 100500 населенок с ограничением 60 и камерами, где только можно. Первые 200 км еще терпимо, а потом выматывает не по-детски на самом деле. К Новгороду мне уже было не до памятников и красот – не кантовать, при пожаре выносить первым. Отчасти из-за этого мы там ничего и не стали смотреть даже на следующий день.
С жильем там так себе, гостиницы дорогие, проще и дешевле вышло снять квартиру. Тут тоже не обошлось без ненужной нездоровой суеты. Хозяйка нам по дороге перезванивала раз 10 наверное. Сначала просила отменить заказ на букинге, т.к. в квартире дестрой после прежних жильцов, потом искала замену, потом был квест проникнуть в один дом взять из почтового ящика ключ от квартиры в другом доме. То, что нам удалось пристроить вечером в спальном районе машину около подъезда, - это вообще фантастика.
День 3: Великий Новгород - Сортавала.
Третий прыжок – до Сортавалы. Дорога полна сюрпризов. Тут и быстрый и комфортный пролет по питерской КАД с красивыми мостами развязками, и такой же неожиданный переход в леса. После Питера навигатор начал жить своей жизнью вообще и чуть было не завел нас черт знает куда.
Как бы там ни было в Сортавалу надо ехать через Приозерск. Навигатор потащит через какое-то Мельниково и дальше по грунтовке через лес, вот его надо послать подальше. Дорога там есть, местные там ездят, но я что-то не захотел испытывать судьбу. Увязнуть в карельском лесу на пузотерке под вечер – плохая затея. Хотя как показала дорога через Приозерск – хрен редьки не слаще. Через 10 или 15 км после него дорога заканчивается совсем. Дальше кусок до границы с карелией километров 5 – в мясо раздолбанное направление, по которому гоняют и трактора и лесовозы. Наверное только потому, что это горный участок, все это не размывается в кашу и можно аккуратно ехать через облака пыли на второй скорости, местами из-за пыли вообще ничего не видно. А ведь там и рейсовые и туристические автобусы еще продираются.
Хорошая новость в том, что технику нагнали и дорогу таки будут делать, плохая – это будет долго, не один год, и может не два.
Тех, кто это пережил ждет сказка: вывеска Республика Карелия и идеальная трасса в 4 полосы. Это не повод расслабить булки. Скоро она превратится в 2 полосы и запетляет так, что на 50 км будет уходить сильно больше часа, а обгонять там вообще стремно, хоть и машин крайне мало. Параллельно в лесу уже вырублена широченная просека и когда-нибудь дорогу выпрямят, и она станет скоростной, может я даже доживу до этого дня, а может и нет – все-таки это не какой-нибудь крымский мост. По итогу меня даже слегка укачало, хотя морской болезнью особо никогда не страдал.
Сама Сортавала находится уже не на Ладожском озере, а если можно так сказать в одном из его заливов – оз Ляппяярви, но дыхание Ладоги чувствуется прекрасно. Жилье нам досталось прям в центре с шаговой доступностью до всего включая пристань, откуда метеоры гоняют на Валаам и обратно. Опять снимали квартиру, если будет необходимость – могу из истории букинга найти координаты, цена более чем гуманная учитывая местоположение, 1600 что-ли за ночь, по сравнению с гостиничным номером просто хоромы. Мы попали туда в белые ночи, но укатался я так, что дрых без задних ног нормально.
Третий прыжок – до Сортавалы. Дорога полна сюрпризов. Тут и быстрый и комфортный пролет по питерской КАД с красивыми мостами развязками, и такой же неожиданный переход в леса. После Питера навигатор начал жить своей жизнью вообще и чуть было не завел нас черт знает куда.
Как бы там ни было в Сортавалу надо ехать через Приозерск. Навигатор потащит через какое-то Мельниково и дальше по грунтовке через лес, вот его надо послать подальше. Дорога там есть, местные там ездят, но я что-то не захотел испытывать судьбу. Увязнуть в карельском лесу на пузотерке под вечер – плохая затея. Хотя как показала дорога через Приозерск – хрен редьки не слаще. Через 10 или 15 км после него дорога заканчивается совсем. Дальше кусок до границы с карелией километров 5 – в мясо раздолбанное направление, по которому гоняют и трактора и лесовозы. Наверное только потому, что это горный участок, все это не размывается в кашу и можно аккуратно ехать через облака пыли на второй скорости, местами из-за пыли вообще ничего не видно. А ведь там и рейсовые и туристические автобусы еще продираются.
Хорошая новость в том, что технику нагнали и дорогу таки будут делать, плохая – это будет долго, не один год, и может не два.
Тех, кто это пережил ждет сказка: вывеска Республика Карелия и идеальная трасса в 4 полосы. Это не повод расслабить булки. Скоро она превратится в 2 полосы и запетляет так, что на 50 км будет уходить сильно больше часа, а обгонять там вообще стремно, хоть и машин крайне мало. Параллельно в лесу уже вырублена широченная просека и когда-нибудь дорогу выпрямят, и она станет скоростной, может я даже доживу до этого дня, а может и нет – все-таки это не какой-нибудь крымский мост. По итогу меня даже слегка укачало, хотя морской болезнью особо никогда не страдал.
Сама Сортавала находится уже не на Ладожском озере, а если можно так сказать в одном из его заливов – оз Ляппяярви, но дыхание Ладоги чувствуется прекрасно. Жилье нам досталось прям в центре с шаговой доступностью до всего включая пристань, откуда метеоры гоняют на Валаам и обратно. Опять снимали квартиру, если будет необходимость – могу из истории букинга найти координаты, цена более чем гуманная учитывая местоположение, 1600 что-ли за ночь, по сравнению с гостиничным номером просто хоромы. Мы попали туда в белые ночи, но укатался я так, что дрых без задних ног нормально.
День 4: Рускеала.
Отоспавшись мы двинулись к главной цели поездки – горному парку Рускеала. От Сортавалы там рукой подать – каких-то 30 с копейками км. Что я могу сказать… это стоило того, чтобы трое суток трястись по русским дорогам. Все настолько облагорожено, что иной раз возникает ощущение заграницы. Ухожено и благорожено все, вплоть до сортиров. Про последние отдельно оговорюсь: я ожидал ряда каких-нибудь пластиковых биопараш, как в Ясной поляне, но там такое… не во всяком ТЦ такое встретишь, в нашем Граде нужник раза в 2 убогее будет. Так то.
В Рускеале обязательно нужно посетить 3 вещи: штольню, итальянский карьер и озеро.
В штольню примерно раз в 2 часа собирается экскурсия, поэтому мы начали с прогулки по озеру на лодке.
Лодки там обычные гребные, пузатые такие как в детстве на турбазе, только пластиковые. Спасжилет строго обязателен. Во-первых, техника безопасности, во-вторых, там глубина минимум 50м, местами 70 – даже хоронить не придется. Есть парочка небольших гротов, где тусуются утки, тут же на скалистых берегах гнездятся чайки, ну и со слов лодочника рыба тоже есть. Ну как рыба – тот самый вездесущий карась с ладошку, который и так в любой луже есть. Но виды с воды потрясающие конечно, на зеркалку можно много чего наснимать. Несмотря на глубину ветер там нормально задувает, я даже вспотел на обратном ходу, хотя плыть там вроде всего ничего.
Еще из самостоятельного посещения можно и нужно пойти по тропе вокруг озера и зарулить в итальянский карьер. Не помню уже почему итальянский: то ли итальянским способом там мрамор добывали, то ли добывали итальянцы. Короче там не заморачивались в рытьем шахт, а колупали мрамор сверху. Сверху мрамор хоть и не белый, а серый с прожилками, все равно наравне с белым вроде как шел на дворцы в Петербургах и Петергофах. Как-то так.
После прогулки на лодке наконец собралась экскурсия под землю. Какой я молодец, что был в термухе и флиске. Дубак там такой, что местами не то, что лед не потаял – сталактиты еще живы. По меркам Карелии там сейчас как наш апрель, но тем не менее. Карьер с нижними этажами штолен затоплен, для обычных туристов оставлен только «верхний этаж» и то по понтонам местами передвигаться приходится, но и там зрелище завораживает. Акустика тоже надо сказать особенная. Нам включили какую-то финскую народную песню, мне так показалось, нечто грустное и лирическое. Думается мне, что древнегреческие байки про сирен были не такими уж и байками. В глубине пещеры песня проходила насквозь и, если заслушаться, возникает ощущение транса и желание перемахнуть через перила и топать на звук, о как!
Обладатели дайверского снаряжения за отдельную плату могут нырнуть и осмотреть карьер и остатки техники на глубине, ну и поплавать по остальным штольням, какие не завалены.
А вышли мы внезапно в озеро, откуда нас на пароме довезли опять до лодочного причала.
Вот еще что, над озером натянут троллей, где всего за 1000р можно отправиться в валгаллу пульнуть на скорости 30км/ч через весь каньон. Давненько я мечтам опробовать такое и вот неожиданно мечта сбылась. Правда когда меня пристегивали, очко сжалось так, что чуть заднего не включил. До сих пор не знаю как это я сам себя заставил шагнуть в пустоту. Ко мне на всякий случай тормозной парашют пристегнули, чтоб потом со скалы не соскребать и досвидос. Что я хочу сказать: первые три секунды полета на елками ссыкотно, зато дальше эйфория! Летишь такой над лодками, над чайками – лепота. Троллей – это классно!
В сувенирную лавку лучше попасть до обеда, потом понаедут туристы на автобусах и не протолкнешься. Тут тебе всякая всячина из местного мрамора, из шунгита, и просто 100500 поделок на карело-финскую тематику, которые бодро скупают те же самые финны.
По пути в Рускеалу на реке Токмайоки есть местечко под названием «Рускеальские водопады». Там организован минипарк с экотропой и подвесными мостиками. И там же можно прикупить всяких экзотических вареньев в т.ч. из шишек. Из шишек кстати очень даже вкусно получилось, правда помногу есть не получится – с двух чайных ложек ощущение словно целую елку съел. Водопады описывать словами бесполезно – это надо видеть.
Отоспавшись мы двинулись к главной цели поездки – горному парку Рускеала. От Сортавалы там рукой подать – каких-то 30 с копейками км. Что я могу сказать… это стоило того, чтобы трое суток трястись по русским дорогам. Все настолько облагорожено, что иной раз возникает ощущение заграницы. Ухожено и благорожено все, вплоть до сортиров. Про последние отдельно оговорюсь: я ожидал ряда каких-нибудь пластиковых биопараш, как в Ясной поляне, но там такое… не во всяком ТЦ такое встретишь, в нашем Граде нужник раза в 2 убогее будет. Так то.
В Рускеале обязательно нужно посетить 3 вещи: штольню, итальянский карьер и озеро.
В штольню примерно раз в 2 часа собирается экскурсия, поэтому мы начали с прогулки по озеру на лодке.
Лодки там обычные гребные, пузатые такие как в детстве на турбазе, только пластиковые. Спасжилет строго обязателен. Во-первых, техника безопасности, во-вторых, там глубина минимум 50м, местами 70 – даже хоронить не придется. Есть парочка небольших гротов, где тусуются утки, тут же на скалистых берегах гнездятся чайки, ну и со слов лодочника рыба тоже есть. Ну как рыба – тот самый вездесущий карась с ладошку, который и так в любой луже есть. Но виды с воды потрясающие конечно, на зеркалку можно много чего наснимать. Несмотря на глубину ветер там нормально задувает, я даже вспотел на обратном ходу, хотя плыть там вроде всего ничего.
Еще из самостоятельного посещения можно и нужно пойти по тропе вокруг озера и зарулить в итальянский карьер. Не помню уже почему итальянский: то ли итальянским способом там мрамор добывали, то ли добывали итальянцы. Короче там не заморачивались в рытьем шахт, а колупали мрамор сверху. Сверху мрамор хоть и не белый, а серый с прожилками, все равно наравне с белым вроде как шел на дворцы в Петербургах и Петергофах. Как-то так.
После прогулки на лодке наконец собралась экскурсия под землю. Какой я молодец, что был в термухе и флиске. Дубак там такой, что местами не то, что лед не потаял – сталактиты еще живы. По меркам Карелии там сейчас как наш апрель, но тем не менее. Карьер с нижними этажами штолен затоплен, для обычных туристов оставлен только «верхний этаж» и то по понтонам местами передвигаться приходится, но и там зрелище завораживает. Акустика тоже надо сказать особенная. Нам включили какую-то финскую народную песню, мне так показалось, нечто грустное и лирическое. Думается мне, что древнегреческие байки про сирен были не такими уж и байками. В глубине пещеры песня проходила насквозь и, если заслушаться, возникает ощущение транса и желание перемахнуть через перила и топать на звук, о как!
Обладатели дайверского снаряжения за отдельную плату могут нырнуть и осмотреть карьер и остатки техники на глубине, ну и поплавать по остальным штольням, какие не завалены.
А вышли мы внезапно в озеро, откуда нас на пароме довезли опять до лодочного причала.
Вот еще что, над озером натянут троллей, где всего за 1000р можно отправиться в валгаллу пульнуть на скорости 30км/ч через весь каньон. Давненько я мечтам опробовать такое и вот неожиданно мечта сбылась. Правда когда меня пристегивали, очко сжалось так, что чуть заднего не включил. До сих пор не знаю как это я сам себя заставил шагнуть в пустоту. Ко мне на всякий случай тормозной парашют пристегнули, чтоб потом со скалы не соскребать и досвидос. Что я хочу сказать: первые три секунды полета на елками ссыкотно, зато дальше эйфория! Летишь такой над лодками, над чайками – лепота. Троллей – это классно!
В сувенирную лавку лучше попасть до обеда, потом понаедут туристы на автобусах и не протолкнешься. Тут тебе всякая всячина из местного мрамора, из шунгита, и просто 100500 поделок на карело-финскую тематику, которые бодро скупают те же самые финны.
По пути в Рускеалу на реке Токмайоки есть местечко под названием «Рускеальские водопады». Там организован минипарк с экотропой и подвесными мостиками. И там же можно прикупить всяких экзотических вареньев в т.ч. из шишек. Из шишек кстати очень даже вкусно получилось, правда помногу есть не получится – с двух чайных ложек ощущение словно целую елку съел. Водопады описывать словами бесполезно – это надо видеть.
День 5: Валаам.
Остров Валаам – эдакая мекка российских христиан. Туда реально едут отовсюду и много. С одной только Сортавалы каждый день курсируют метеоры, а на пристани Валаама можно встретить круизные лайнеры из Питера и Новгорода. Попасть на метеор без экскурсии иногда просто невозможно ибо на утренних рейсах мест как правило нет. Мы не стали искушать судьбу и купили экскурсию. Меня как атеиста святые места интересовали мало, а вот двухчасовая в общей сложности прогулка на метеоре – это уже любопытно. 35 лет был сухопутной крысой, а тут ну как целое путешествие.
Вообще метеор замечательное судно. Кроме того, что внешне больше похоже на космический корабль чем на земной, так еще и практически летит над водой. Пока выходили в Ладогу – вроде ничего необычного: дизель пыхтит, теплоход ползет. А потом кэп поддал газку, метеор встал на крылья и понесся 60 км/ч. И думаю это еще не предел. Возможно именно благодаря подводным крыльям его не не трясет и не колбасит – в салоне соответственно комфорт и не укачивает. В конце концов, когда берег скрылся из виду, я вообще задремал.
Остров является наглядным примером поговорки «терпение и труд все перетрут». Плодородной почвы там никогда не было изначально, поэтому землю по крохам привозили паломники и сейчас там растут яблоневые сады и выращиваются даже арбузы. Мы попали как раз на цветение яблонь.
Так же вовсю колосятся ели и вот эти свежие зеленые отростки кончиков веток можно есть, на вкус они как щавель. Мясо монахам не положено, только рыба, ей нас в обед и кормили.
РПЦ медленно но верно возвращает острову изначальный облик, т.е. все кто не относится к священнослужителям отселяются на материк, впрочем может в данном случае это и нормально, т.к. на острове кроме богослужений и проведения экскурсий по святым местам заняться все равно нечем.
Да и электричество им провели только в 2011г что ли… До этого только дизель-генераторы, только хардкор.
Любопытный факт. На Валааме очень уважают Александра первого за помощь в развитии монастыря на острове и вообще едва ли не канонизируют, а потомки карелов в Лахденпохье его просто ненавидят, за то что пустил к нам туда финнов, которые занялись первым делом геноцидом коренного населения и потом в ВОВ достигли таких показателей в финских концлагерях, что Гитлер нервно курит.
При этом в самой Финляндии существует Новый Валаам, куда монахи спасаясь от большевиков ушли прямо по льду озера, взяв все святыни и архивы, которые смогли унести.
Отдельный разговор про местную фауну. Мишек и ежиков здесь нет совсем, потому что берлогу в скале даже медведь не в состоянии выкопать. Есть целая одна рысь и с десяток лосей. Зимой по льду ими прибегают поужинать волки с материка. Причем со слов биологов волки умудряются провернуть все за ночь: прибежать, задрать и съесть лося и убежать.
Экскурсия у нас по причине утренней задержки рейса вышла чересчур быстрая, так чтобы спокойно выбрать место и сфоткать окрестности времени не оказалось, что успели то успели. А вообще для фото там стоит приехать с ночевкой на пару дней и хорошей зеркалкой – виды потрясающие, на мыльнице этого не очень-то и покажешь потом.
На обратном пути на пристани я встретил и рыбаков с байдарками по типу Тайги, значит и на рыбалку туда вполне понаезжают, но думается мне ставить палатку там нельзя, природный и религиозный памятник как никак. И если поймают, отвечать придется по всей строгости, с РПЦ шутки плохи, заезд на нары гарантирован. На гребной лодке через озеро фиг сбежишь. Хотя вдоль побережья и по заливам на сияке я бы прошелся – там есть на что посмотреть.
По возвращении в Сортавалу решили уже попробовать местной национальной еды, благо запасы мезима позволяли даже подшипник переварить.
Заказали в кафе уху на сливках и калитку. Калитка это такая лепешка, а сверху нарезаны овощи зелень и красная рыба, судя по вкусу и цене – семга. Уха на сливках оказалась фантастически нажористой – с одной порции с хлебом уже потянуло прилечь как удав и переваривать.
Конечно же мы еще накупили сувениров, местных настоек в алкомаркете за углом. Блин тут куда ни кинь – все есть за углом, прямо все вопросы можно решить.
Остров Валаам – эдакая мекка российских христиан. Туда реально едут отовсюду и много. С одной только Сортавалы каждый день курсируют метеоры, а на пристани Валаама можно встретить круизные лайнеры из Питера и Новгорода. Попасть на метеор без экскурсии иногда просто невозможно ибо на утренних рейсах мест как правило нет. Мы не стали искушать судьбу и купили экскурсию. Меня как атеиста святые места интересовали мало, а вот двухчасовая в общей сложности прогулка на метеоре – это уже любопытно. 35 лет был сухопутной крысой, а тут ну как целое путешествие.
Вообще метеор замечательное судно. Кроме того, что внешне больше похоже на космический корабль чем на земной, так еще и практически летит над водой. Пока выходили в Ладогу – вроде ничего необычного: дизель пыхтит, теплоход ползет. А потом кэп поддал газку, метеор встал на крылья и понесся 60 км/ч. И думаю это еще не предел. Возможно именно благодаря подводным крыльям его не не трясет и не колбасит – в салоне соответственно комфорт и не укачивает. В конце концов, когда берег скрылся из виду, я вообще задремал.
Остров является наглядным примером поговорки «терпение и труд все перетрут». Плодородной почвы там никогда не было изначально, поэтому землю по крохам привозили паломники и сейчас там растут яблоневые сады и выращиваются даже арбузы. Мы попали как раз на цветение яблонь.
Так же вовсю колосятся ели и вот эти свежие зеленые отростки кончиков веток можно есть, на вкус они как щавель. Мясо монахам не положено, только рыба, ей нас в обед и кормили.
РПЦ медленно но верно возвращает острову изначальный облик, т.е. все кто не относится к священнослужителям отселяются на материк, впрочем может в данном случае это и нормально, т.к. на острове кроме богослужений и проведения экскурсий по святым местам заняться все равно нечем.
Да и электричество им провели только в 2011г что ли… До этого только дизель-генераторы, только хардкор.
Любопытный факт. На Валааме очень уважают Александра первого за помощь в развитии монастыря на острове и вообще едва ли не канонизируют, а потомки карелов в Лахденпохье его просто ненавидят, за то что пустил к нам туда финнов, которые занялись первым делом геноцидом коренного населения и потом в ВОВ достигли таких показателей в финских концлагерях, что Гитлер нервно курит.
При этом в самой Финляндии существует Новый Валаам, куда монахи спасаясь от большевиков ушли прямо по льду озера, взяв все святыни и архивы, которые смогли унести.
Отдельный разговор про местную фауну. Мишек и ежиков здесь нет совсем, потому что берлогу в скале даже медведь не в состоянии выкопать. Есть целая одна рысь и с десяток лосей. Зимой по льду ими прибегают поужинать волки с материка. Причем со слов биологов волки умудряются провернуть все за ночь: прибежать, задрать и съесть лося и убежать.
Экскурсия у нас по причине утренней задержки рейса вышла чересчур быстрая, так чтобы спокойно выбрать место и сфоткать окрестности времени не оказалось, что успели то успели. А вообще для фото там стоит приехать с ночевкой на пару дней и хорошей зеркалкой – виды потрясающие, на мыльнице этого не очень-то и покажешь потом.
На обратном пути на пристани я встретил и рыбаков с байдарками по типу Тайги, значит и на рыбалку туда вполне понаезжают, но думается мне ставить палатку там нельзя, природный и религиозный памятник как никак. И если поймают, отвечать придется по всей строгости, с РПЦ шутки плохи, заезд на нары гарантирован. На гребной лодке через озеро фиг сбежишь. Хотя вдоль побережья и по заливам на сияке я бы прошелся – там есть на что посмотреть.
По возвращении в Сортавалу решили уже попробовать местной национальной еды, благо запасы мезима позволяли даже подшипник переварить.
Заказали в кафе уху на сливках и калитку. Калитка это такая лепешка, а сверху нарезаны овощи зелень и красная рыба, судя по вкусу и цене – семга. Уха на сливках оказалась фантастически нажористой – с одной порции с хлебом уже потянуло прилечь как удав и переваривать.
Конечно же мы еще накупили сувениров, местных настоек в алкомаркете за углом. Блин тут куда ни кинь – все есть за углом, прямо все вопросы можно решить.
День 6: Сортавала – Выборг.
Начался наш обратный путь. Очень не хотелось покидать гостеприимную Карелию, но программа мероприятий вынуждала придерживаться графика.
Первым делом заехали в музей Гора Филина в Лахденпохье. Музей оказался не местно-культурным, а военно-историческим. Здесь можно в красках узнать историю финской и великой отечественной войны. Само помещение вырублено в скале – это, как я понял одно из бывших неприступных укреплений линии Маннергейма. В майке и шортах там делать нечего – околеете нафиг. Экскурсовод нам досталась тетя, чьи предки в свое время бежали от финнов в Ленинград, чудом выжили в блокаде и вернулись. Поэтому для нее это не просто история, а личная тема. Во времена ВОВ финны творили тут такое, что венгры, румыны и прочее отребье и рядом не стояло, сам фюрер был бы в ахуе от того, что в карельских концлагерях творили финны. Даже удивительно как Маннергейм закончил жизнь не на виселице, а вполне себе в Швейцарии в тепле и достатке. И уж тем более мне непонятно, кто в Питере мог додуматься после всего этого устанавливать ему памятную доску. В Питере блеать, который Маннергейм голодом морил. Они там в культурной столице ухи наелись что ли?
В общем из музея я вышел с довольно тягостными чувствами…
Дальше наш путь лежал в Андреевскую церковь и на мол Банный с действующим маяком.
Андреевская церковь интересна тем, что построена по сути на крошечном островке, т.е. кроме здания церкви там больше и нет ничего. Раньше туда можно было добраться либо вплавь либо а лодке, сейчас там построили мостик. Навигатор повел нас по знакомой дороге, и я долго удивлялся, как мы пропустили ее по пути в Карелию. А разгадка была проста: знак качественно закрыло росшее рядом дерево. Саму церковь с дороге не видно, просто куда-то ведет дорожка среди валунов. Проскочить мимо не просто, а очень просто. Тут вышел фейл – мы попали в неприемный день, и на воротах на мост красовался замок.
Время перевалило сильно за полдень, так что мы быстро перекусили чаем с бутерами и поехали искать мол Банный будь он неладен. Расположен он с точки зрения маршрутов крайне неудобно, но где и когда мы вот так вблизи на маяк посмотрим. Короче, хочешь не хочешь надо плыть.
Мои опасения встрять на лютых грунтах оказались напрасными – дорога твердая, проезжаемая на второй скорости, хоть и довольно узкая. А вот на подъезде к молу нас встретил разлив. Учитывая, то там идет бетонка, мы может быть и попытались бы проехать, но на дорогу упала береза. Обойти по лесу не вышло, дерьмодемон встретил с распростертыми объятиями. Пришлось обломиться и ехать на ночевку в Выборг.
В Выборге жилье дорогое – сказывается близость к границе. При этом город сам по себе довольно мелкий. Возможно кроме судоверфи (насколько она вообще жива?), замка-крепости и рынка с товарами из Финляндии тут ничего особо нет и не предвидится. Нам нужно было ночевать 2 ночи поэтому постарались сэкономить. Нашли через яндекс какую-то гостиницу Шельф – единственный приемлемый вариант как оказалось, построенная еще при коммунизме для судостроительного завода. Ну прям как в Обнинске для атомщиков. До Обнинского Орбиталя ей конечно далековато: слышимость как в концертном зале, нет вайфая и линолеум на стенах. Что курили отделочники?
Но есть холодильники – там это было более критично чем интернет, поскольку в Выборг мы приехали в первую очередь на шопинг.
Единственное что напрягло – это водопровод. Такой вонючей воды я еще нигде не встречал. Пока моешься, можно и забалдеть от запахов не то соляры, не то мазута.
Начался наш обратный путь. Очень не хотелось покидать гостеприимную Карелию, но программа мероприятий вынуждала придерживаться графика.
Первым делом заехали в музей Гора Филина в Лахденпохье. Музей оказался не местно-культурным, а военно-историческим. Здесь можно в красках узнать историю финской и великой отечественной войны. Само помещение вырублено в скале – это, как я понял одно из бывших неприступных укреплений линии Маннергейма. В майке и шортах там делать нечего – околеете нафиг. Экскурсовод нам досталась тетя, чьи предки в свое время бежали от финнов в Ленинград, чудом выжили в блокаде и вернулись. Поэтому для нее это не просто история, а личная тема. Во времена ВОВ финны творили тут такое, что венгры, румыны и прочее отребье и рядом не стояло, сам фюрер был бы в ахуе от того, что в карельских концлагерях творили финны. Даже удивительно как Маннергейм закончил жизнь не на виселице, а вполне себе в Швейцарии в тепле и достатке. И уж тем более мне непонятно, кто в Питере мог додуматься после всего этого устанавливать ему памятную доску. В Питере блеать, который Маннергейм голодом морил. Они там в культурной столице ухи наелись что ли?
В общем из музея я вышел с довольно тягостными чувствами…
Дальше наш путь лежал в Андреевскую церковь и на мол Банный с действующим маяком.
Андреевская церковь интересна тем, что построена по сути на крошечном островке, т.е. кроме здания церкви там больше и нет ничего. Раньше туда можно было добраться либо вплавь либо а лодке, сейчас там построили мостик. Навигатор повел нас по знакомой дороге, и я долго удивлялся, как мы пропустили ее по пути в Карелию. А разгадка была проста: знак качественно закрыло росшее рядом дерево. Саму церковь с дороге не видно, просто куда-то ведет дорожка среди валунов. Проскочить мимо не просто, а очень просто. Тут вышел фейл – мы попали в неприемный день, и на воротах на мост красовался замок.
Время перевалило сильно за полдень, так что мы быстро перекусили чаем с бутерами и поехали искать мол Банный будь он неладен. Расположен он с точки зрения маршрутов крайне неудобно, но где и когда мы вот так вблизи на маяк посмотрим. Короче, хочешь не хочешь надо плыть.
Мои опасения встрять на лютых грунтах оказались напрасными – дорога твердая, проезжаемая на второй скорости, хоть и довольно узкая. А вот на подъезде к молу нас встретил разлив. Учитывая, то там идет бетонка, мы может быть и попытались бы проехать, но на дорогу упала береза. Обойти по лесу не вышло, дерьмодемон встретил с распростертыми объятиями. Пришлось обломиться и ехать на ночевку в Выборг.
В Выборге жилье дорогое – сказывается близость к границе. При этом город сам по себе довольно мелкий. Возможно кроме судоверфи (насколько она вообще жива?), замка-крепости и рынка с товарами из Финляндии тут ничего особо нет и не предвидится. Нам нужно было ночевать 2 ночи поэтому постарались сэкономить. Нашли через яндекс какую-то гостиницу Шельф – единственный приемлемый вариант как оказалось, построенная еще при коммунизме для судостроительного завода. Ну прям как в Обнинске для атомщиков. До Обнинского Орбиталя ей конечно далековато: слышимость как в концертном зале, нет вайфая и линолеум на стенах. Что курили отделочники?
Но есть холодильники – там это было более критично чем интернет, поскольку в Выборг мы приехали в первую очередь на шопинг.
Единственное что напрягло – это водопровод. Такой вонючей воды я еще нигде не встречал. Пока моешься, можно и забалдеть от запахов не то соляры, не то мазута.
День 7: Выборг.
Тому, кто проектировал те улицы – надо в голову гвоздь забить. Хитрожопые перекрестки под острыми углами, знаки одностороннего движения, которые можно прошляпить и поехать против шерсти, асфальт вперемешку с брусчаткой, которая к слову ровнее асфальта даже через тыщу лет. В общем на машине там стоит смотреть в четыре глаза, навигатор конечно старался изо всех сил, но силы были слишком неравны.
Первым делом мы поехали в крепость. Построили ее древние действительно грамотно – окрестности как на ладони, и построили на совесть – до сих пор ее еще не завандалили толпы посетителей. Посетить там стоит «рыцарский зал» и «камеру пыток», все остальное шляпа и отстой.
В рыцарском зале можно облачиться в доспехи и пока не упал сфотографироваться. Я с дуру ума напялил на себя костюм кирасира и едва смог нормально перемещаться. Каким надо быть буйволом чтобы в таком доспехе еще и драться? А если вспомнить крестовые походы – так это вообще жесть. Я запарился за 5 минут в поддоспешнике и подшлемнике. Как рыцари во всем этом в пустыне выживали? Плюс сверху еще цельнометаллическая кираса, бармица и шлем модели «ведро с глазами», а у рыцарей ведь были еще кольчужные юбки и поножи…
Во дворе под руководством инструктора можно пострелять из настоящего лука, но там желающих и без меня толпа собралась. Так что где-нибудь когда-нибудь в другой раз.
Камера пыток – невероятно атмосферное место. На входе тебя встречает чел в одежде палача с надвинутым капюшоном, а далее в глубине темницы его коллега живописует в чем заключалось ремесло палача в средние века и какими приспособами какие пытки можно было творить. Там же я узнал, что, оказывается, у палачей не было задачи запытать кого-то до смерти. Задача была выбить любыми средствами необходимую информацию. Жертва должна была по итогам остаться живой и функционировать, в противном случае палач пускался в расход. Непростая работенка – совсем не такая, как показывают в кино. Учитывая антисанитарию той эпохи надо признать, что быть палачом – великое искусство, практически как медицина, т.к. любая сраная царапина могла закончиться сепсисом и смертью обвиняемого до суда. Так что палач, он с одной стороны должен быть циником и извращенцем чтобы при такой работе сохранить рассудок, а с другой - знать или понимать анатомию и психологию человека. Иначе как добыть инфу с минимальными повреждениями и при этом быть готовым самому отправиться под топор или на виселицу, если виновник не доживет до суда после допроса с пристрастием.
Среди прочей экспозиции есть и знаменитый испанский сапог, но он умышленно неисправен, потому что от желающих сунуть туда ногу нет отбоя.
А вот про железную деву наоборот говорят, что это миф и ЛПП. Во-первых, пруфов ее применения не сохранилось, во-вторых, учитывая антисанитарию она была более опасна для палача чем для жертвы. Уколоться железкой с трупным ядом – гарантированная смерть.
Место шопинга в Выборге со времен царя Петра неизменно, купеческий рынок так по виду таким и остался, ну разве что добавили парковку и пластиковые двери. Фруктами как и везде торгуют исключительно хачикяны. Нас больше интересовали товары made from ot tuda. Облегчились мы примерно на 5000р и еще вовремя остановились. Накупили кофе, сыров, шоколадок и финского Fairy. Это совершенно не та ссанина, которая продается у нас. Реклама про то как одна капля отмывает гору посуды это как раз про финский Fairy, в этом я убедился еще в Сортавале. Короче нас тут пичкают всяким негодным и невкусным дерьмом, как бы прискорбно это ни звучало…
Как мы все это трое суток почти без холодильника везли в Воронеж – это отдельный квест.
Тому, кто проектировал те улицы – надо в голову гвоздь забить. Хитрожопые перекрестки под острыми углами, знаки одностороннего движения, которые можно прошляпить и поехать против шерсти, асфальт вперемешку с брусчаткой, которая к слову ровнее асфальта даже через тыщу лет. В общем на машине там стоит смотреть в четыре глаза, навигатор конечно старался изо всех сил, но силы были слишком неравны.
Первым делом мы поехали в крепость. Построили ее древние действительно грамотно – окрестности как на ладони, и построили на совесть – до сих пор ее еще не завандалили толпы посетителей. Посетить там стоит «рыцарский зал» и «камеру пыток», все остальное шляпа и отстой.
В рыцарском зале можно облачиться в доспехи и пока не упал сфотографироваться. Я с дуру ума напялил на себя костюм кирасира и едва смог нормально перемещаться. Каким надо быть буйволом чтобы в таком доспехе еще и драться? А если вспомнить крестовые походы – так это вообще жесть. Я запарился за 5 минут в поддоспешнике и подшлемнике. Как рыцари во всем этом в пустыне выживали? Плюс сверху еще цельнометаллическая кираса, бармица и шлем модели «ведро с глазами», а у рыцарей ведь были еще кольчужные юбки и поножи…
Во дворе под руководством инструктора можно пострелять из настоящего лука, но там желающих и без меня толпа собралась. Так что где-нибудь когда-нибудь в другой раз.
Камера пыток – невероятно атмосферное место. На входе тебя встречает чел в одежде палача с надвинутым капюшоном, а далее в глубине темницы его коллега живописует в чем заключалось ремесло палача в средние века и какими приспособами какие пытки можно было творить. Там же я узнал, что, оказывается, у палачей не было задачи запытать кого-то до смерти. Задача была выбить любыми средствами необходимую информацию. Жертва должна была по итогам остаться живой и функционировать, в противном случае палач пускался в расход. Непростая работенка – совсем не такая, как показывают в кино. Учитывая антисанитарию той эпохи надо признать, что быть палачом – великое искусство, практически как медицина, т.к. любая сраная царапина могла закончиться сепсисом и смертью обвиняемого до суда. Так что палач, он с одной стороны должен быть циником и извращенцем чтобы при такой работе сохранить рассудок, а с другой - знать или понимать анатомию и психологию человека. Иначе как добыть инфу с минимальными повреждениями и при этом быть готовым самому отправиться под топор или на виселицу, если виновник не доживет до суда после допроса с пристрастием.
Среди прочей экспозиции есть и знаменитый испанский сапог, но он умышленно неисправен, потому что от желающих сунуть туда ногу нет отбоя.
А вот про железную деву наоборот говорят, что это миф и ЛПП. Во-первых, пруфов ее применения не сохранилось, во-вторых, учитывая антисанитарию она была более опасна для палача чем для жертвы. Уколоться железкой с трупным ядом – гарантированная смерть.
Место шопинга в Выборге со времен царя Петра неизменно, купеческий рынок так по виду таким и остался, ну разве что добавили парковку и пластиковые двери. Фруктами как и везде торгуют исключительно хачикяны. Нас больше интересовали товары made from ot tuda. Облегчились мы примерно на 5000р и еще вовремя остановились. Накупили кофе, сыров, шоколадок и финского Fairy. Это совершенно не та ссанина, которая продается у нас. Реклама про то как одна капля отмывает гору посуды это как раз про финский Fairy, в этом я убедился еще в Сортавале. Короче нас тут пичкают всяким негодным и невкусным дерьмом, как бы прискорбно это ни звучало…
Как мы все это трое суток почти без холодильника везли в Воронеж – это отдельный квест.
Долгая дорога домой.
Вечером седьмого дня посмотрели прогноз по Пскову и обрыдались. Дожди, ливни, бла-бла-бла. До этого момента нам как-то чересчур везло с погодой особенно по карельским меркам. Но всему приходит конец. Главное, из того что хотели, мы в принципе уже успели, так что было решено поворачивать оглобли и двигаться в сторону дома. По расстоянию и выбору мест для ночлега стрелки сошлись на Валдае.
Отаборились в гостинице Валдай, хоть и в отзывах писали ужасы про духоту и плохую воду. Летом там может и жарковато, но панорамные окна с балконами в каждом номере нормально так проветривают комнатушку. Белых ночей тут уже нет, но соловьи заливались до рассвета.
Дальше планировали ехать так же через Клин и Обнинск, но в Клине навигатор переклинило и он посчитал, что через МКАД будет быстрее. Я поначалу чет как-то на этот факт подзабил, а потом было уже поздно. Что я хочу сказать про МКАД, кататься там дорого и стремно, хоть мы и попали в обед – ближе к вечеру, внутреннее кольцо стояло, наше внешнее так сяк. Повороты там почти никто не показывает: одной рукой они рулят, другой звонят и пишут смс. Едешь так: есть дырка в соседнем ряду – ныряешь без разговоров и погнал, москвачи могут тошнить в любой полосе, даже в крайней левой, таких тошнотов все объезжают и едут дальше. На платных кусках пасутся с камерами стреляющими в жопу: стоит такая дорожно-рабочая газель, рядом конусы, чебуреки в оранжевых жилетках суетятся, а за газелью опа! камера )). Когда оставалось совсем чуть-чуть, уже свернули на Киевское шоссе как вдруг встали почти намертво. За эти полтора часа я все проклял, левая нога устала дрочить сцепление и отваливалась, хотелось есть, ссать и выйти подышать воздухом. А хрен ты куда денешься с эстакады. В общем Москву объезжать и еще раз объезжать.
В Обнинске собирался дождь, духота к вечеру неимоверная случилась. Воздух настолько плотный, что можно кубиками нарезать. Пришлось спать с окрытыми настежь окнами. Выспаться толком не удалось. Единственно грела мысль, что вечером уже будем дома. Но скоро только сказка сказывается. Отъезжали уже в ливень, и до самой Тулы пришлось ехать предельно осторожно. Там в уже знакомой пиццерии подкрепились и вышли на финишную прямую. Дождь наступал на пятки и я выжимал из машины сколько можно, чтобы успеть максимум по сухой дороге промчать. Догнал он нас уже под Задонском.
Когда до дома оставалось буквально пара остановок, понесла нас нелегкая в магазин за винищем к сыру, который мы аж из Выборга перли. И на светофоре нам в жопу заехала калина. 18,00 конец рабочего дня, льет дождь, ДТП без жертв. В три кардана, в три цилиндра, в карбюратор, крестовину мать!!!! (с) Сектор газа.
Гаевню можно ждать вечность, короче приехали. Будь я на старой Нексии разъехались бы нафиг за пивас, но тут же новый Форд еще на гарантии. Повреждения? А хрен его знает, может бампер под замену, может еще чего. В итоге с аварийным комиссаром все задокументировали и поехали сдаваться в гаи на левый берег. Положа руку на сердце, нам крупно повезло, виновник был в адеквате, со страховкой, вину признал и т.д. Бампер остался цел, две защелки выстегнулись и все, их я наутро на место вставил сам. Но часа 3 и пучок нервов мы на всем этом действе потеряли.
Вот как оно бывает: проехать полРоссии и Беларусь без происшествий и получить в жопу около дома…
В следующий раз в Карелию однозначно на байдарке
Вечером седьмого дня посмотрели прогноз по Пскову и обрыдались. Дожди, ливни, бла-бла-бла. До этого момента нам как-то чересчур везло с погодой особенно по карельским меркам. Но всему приходит конец. Главное, из того что хотели, мы в принципе уже успели, так что было решено поворачивать оглобли и двигаться в сторону дома. По расстоянию и выбору мест для ночлега стрелки сошлись на Валдае.
Отаборились в гостинице Валдай, хоть и в отзывах писали ужасы про духоту и плохую воду. Летом там может и жарковато, но панорамные окна с балконами в каждом номере нормально так проветривают комнатушку. Белых ночей тут уже нет, но соловьи заливались до рассвета.
Дальше планировали ехать так же через Клин и Обнинск, но в Клине навигатор переклинило и он посчитал, что через МКАД будет быстрее. Я поначалу чет как-то на этот факт подзабил, а потом было уже поздно. Что я хочу сказать про МКАД, кататься там дорого и стремно, хоть мы и попали в обед – ближе к вечеру, внутреннее кольцо стояло, наше внешнее так сяк. Повороты там почти никто не показывает: одной рукой они рулят, другой звонят и пишут смс. Едешь так: есть дырка в соседнем ряду – ныряешь без разговоров и погнал, москвачи могут тошнить в любой полосе, даже в крайней левой, таких тошнотов все объезжают и едут дальше. На платных кусках пасутся с камерами стреляющими в жопу: стоит такая дорожно-рабочая газель, рядом конусы, чебуреки в оранжевых жилетках суетятся, а за газелью опа! камера )). Когда оставалось совсем чуть-чуть, уже свернули на Киевское шоссе как вдруг встали почти намертво. За эти полтора часа я все проклял, левая нога устала дрочить сцепление и отваливалась, хотелось есть, ссать и выйти подышать воздухом. А хрен ты куда денешься с эстакады. В общем Москву объезжать и еще раз объезжать.
В Обнинске собирался дождь, духота к вечеру неимоверная случилась. Воздух настолько плотный, что можно кубиками нарезать. Пришлось спать с окрытыми настежь окнами. Выспаться толком не удалось. Единственно грела мысль, что вечером уже будем дома. Но скоро только сказка сказывается. Отъезжали уже в ливень, и до самой Тулы пришлось ехать предельно осторожно. Там в уже знакомой пиццерии подкрепились и вышли на финишную прямую. Дождь наступал на пятки и я выжимал из машины сколько можно, чтобы успеть максимум по сухой дороге промчать. Догнал он нас уже под Задонском.
Когда до дома оставалось буквально пара остановок, понесла нас нелегкая в магазин за винищем к сыру, который мы аж из Выборга перли. И на светофоре нам в жопу заехала калина. 18,00 конец рабочего дня, льет дождь, ДТП без жертв. В три кардана, в три цилиндра, в карбюратор, крестовину мать!!!! (с) Сектор газа.
Гаевню можно ждать вечность, короче приехали. Будь я на старой Нексии разъехались бы нафиг за пивас, но тут же новый Форд еще на гарантии. Повреждения? А хрен его знает, может бампер под замену, может еще чего. В итоге с аварийным комиссаром все задокументировали и поехали сдаваться в гаи на левый берег. Положа руку на сердце, нам крупно повезло, виновник был в адеквате, со страховкой, вину признал и т.д. Бампер остался цел, две защелки выстегнулись и все, их я наутро на место вставил сам. Но часа 3 и пучок нервов мы на всем этом действе потеряли.
Вот как оно бывает: проехать полРоссии и Беларусь без происшествий и получить в жопу около дома…
В следующий раз в Карелию однозначно на байдарке