Страница 1 из 1

Туристические байдарки

Добавлено: 11 мар 2010, 13:22
vgd

Предлагаю вниманию свою статью-обзор байдарок. Я ее написал неск. лет назад, сейчас дополнил немного, дал свежие ссылки... Может стоит переложить в раздел "статьи"?

Туристические байдарки

Байдарка – однокорпусное судно с закрытой декой (палубой) с продольным расположением гребцов с двухлопастным веслом. Отличается значительным удлинением  5. В туризме под байдаркой понимают двухместное судно. За одноместной байдаркой в нашей стране закрепилось название «каяк». Такое разделение оправдано существенно различными свойствами типичной байдарки-двойки и каяка. Выпускаемую промышленностью трехместную байдарку Таймень-3, реально можно использовать только как судно с двумя гребцами, увеличенной грузо- или пассажировместимости.
Классическая каркасная байдарка с открытым кокпитом. Облик российской туристической байдарки-двойки сложился лет 50 тому назад. В это время появились и широко выпускались байдарки «Луч», «Ладога», позднее – «Салют М4,7» «Салют М5,2». Кроме того, имелись импортные байдарки производства ГДР (RZ-85) и Польши («Нептун» и «Колибри»). Все они представляли собой разборные суда с деревянным или металлическим каркасом и мягкой оболочкой состоящей из прорезиненной толстой днищевой части и брезентовой деки. Байдарки имели острые килеватые обводы, малую полноту корпуса. Для увеличения маневренности штевни имели некоторую подрезку (были приподняты). Экипаж размещался в открытом кокпите, иногда снабженном съемным фартуком. Байдарки были снабжены рулевым управлением. Все они, кроме «Салютов» в настоящее время практически не встречаются.
С 1975 года Московский завод "Салют" выпускал туристские разборные байдарки "Таймень" двух модификаций: Т-2 (двухместная) и Т-3 (трехместная). Была еще и одноместная версия Т-1, но очень мало распространена. Это самая распространенная на территории БСССР туристическая байдарка ставшая в массовом сознании стали образом байдарки вообще, так, что в большинстве случаев говоря «байдарка» подразумевают «Таймень». В настоящее время оригинальные Таймени остаются в перечне ТНП завода «Салют», также выпускаются ее клоны (с ПВХ шкурой), например тут: «Байдарки-QRSHOP» http://www.qrshop.ru/index.html .
Современные каркасные байдарки представлены продукцией Питерской компанией «Тритон-Лтд» http://triton-ltd.ru/ru/; Киевским «Нэрисом» http://www.neriskayaks.com/.
Подобные суда предназначены для походов по спокойным рекам и озерам. Для бурной воды у них совершенно недостаточная маневренность, отсутствуют средства закрепления гребца – банка и упоры, недостаточна защищенность внутреннего объема от заливания валами.
Несомненными достоинствами таких байдарок является хорошая ходкость; курсовая устойчивость; простота загрузки и возможность перевозки пассажиров (к примеру в типичной байдарке «Таймень-2» спокойно можно идти с 2-мя детьми-пассажирами); возможность установки паруса.
На каркасных байдарках были пройдены многие сложные маршруты, но было это скорее исключением, да и сами суда существенно дорабатывались. О пригодности серийных каркасных байдарок того времени можно судить хотя бы по советам «как вести себя случае проникающей травмы обломкам каркаса» или рекомендации проходить ключевые препятствия, загружая байдарку мешками с галькой(!), для увеличения остойчивости и инерции.
В 80-е года туристами-самодельщиками изготовлялись каркасные байдарки, приближенные по обводам к спортивным слаломным. Центром их создания является Ленинград/Петербург. Там созданы т.н. Семеновская байдарка «Турбо», Телегинская. Они отличаются меньшими размерами, плоским дном, отсутствием штевней (кильсон плавно изгибается практически без прямого участка), полностью закрытой декой с двумя люками – очками для гребцов, закрываемыми срывными юбками, наличием упоров и жестких сиденьев-банок. Такие байдарки позволяют применять весь арсенал слаломной техники, очень маневренны, но малоустойчивы на курсе и требуют большого опыта и схоженности экипажа. Ныне такие байдарки производятся фирмой «Снаряжение» http://www.equip.ru/product/water/water-2.html
В начале 80-х годов появились принципиально новые байдарки – каркасно-надувные. Авторами этой конструкции считаются московские туристы Подъяпольский и Добрынин. Каркасно-надувные байдарки (КНБ) отличаются наличием надувных баллонов, которые располагаются вдоль всего борта внутри оболочки между ею и каркасом. В результате каркас байдарки защищается от ударов о камни, обводы приобретают выгодную с точки зрения гидродинамики выпуклую форму, оболочка лучше натягивается за счет поддува баллонов. Классическая КНБ, как и спортивные каркасные байдарки, имеют плавно приподнятый к оконечностям кильсон, штевни, как правило, отсутствуют, дека закрытая с двумя отверстиями для гребцов, могут быть установлены упоры и банки. В связи с тем, что обводы задаются раскроем оболочки и баллонов, каркас КНБ проще, компактней и легче чем у каркасных байдарок. Обратной стороной этого является меньшая жесткость и прочность КНБ, впрочем достаточная для сферы их применения. Масса КНБ может быть снижена до 15 17 кг(!).
К недостаткам КНБ можно отнести сложность ремонта в случае пробоя баллона. Баллоны можно повредить при небрежной упаковке острых предметов внутри байдарки, при сборке – возможно попадание песка между баллонами и оболочкой, можно пробить при ударе о камни, если они окажутся недостаточно накачанными и т.д. Ремонт в таких случаях, как правило, приводит к разборке байдарки… Баллоны занимают внутри байдарки большой объем, следовательно для груза остается меньше места и его сложнее размещать. Также возможны сложности с посадкой гребцов, особенно переднего (ноги некуда девать )
В настоящее время классические КНБ серийно производятся в Черемушках – байдарки «Егоза», «Кроха», «Тик-так»: http://www.nafan.ru/
Остальные КНБ, производства «Тритон» «ФМК» и др. – компромисс между КБ и КНБ. Объем баллонов небольшой, они прикрывают только нижние пояса стрингеров. Обводы образуются каркасом. Обитаемость практически аналогична каркасным байдаркам. Выпускают как закрытые байдарки (без кокпита, с 2-мя (3-мя) люками-очками для посадки, напр. «Вьюн»), так и с открытым кокпитом – «Вуокса» и др.
В последнее время широко распространились надувные байдарки. Первой, по настоящему доступной надувнушкой была «Щука». О ее достоинствах и недостатках в свое время спорили до хрипоты. Основные достоинства – удивительная легкость, живучесть на камнях, простота сборки. Недостатки – двухслойная конструкция: сложность походного ремонта, недостаточная жесткость (давление в баллонах) примитивные обводы, т.е. меньшая ходкость.
Новые конструкции – однослойные, сваренные из прочной армированной ПВХ ткани (по типу рафтовой) представляются очень интересным вариантом для походов II-III к. сл.

Дополнительные ссылки по теме:
http://protours.ru/Основныепараметрыбайдарокикаяков
http://www.baydarki.ru/bayda.html
http://www.skitalets.ru/equipment/test/2004/bayda/

Дворяков В.Г.


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 11 мар 2010, 16:46
Метеор

vgd
супер :bra_vo:

как раз мы с ainu байдарки для туризма выбираем потихоньку
вечером непременно выложу

если будут ссылки на изображения описанных байдарок - я их тоже вставлю


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 11 мар 2010, 21:20
ainu

Где-то видел подробно подетальное описание принципиальной конструкции байдарки. Было бы неплохо вставить, потому что мне, например, еще сложно соображать где что находится, когда называют детали.


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 11 мар 2010, 22:29
Метеор

Подготовил к публикациии.
К сожалению дома штатный тырнет почему-то не работает :-(
так что скорее всего выложу завтра и попутно погуглю описание конструкции байдарки. Его тоже добавлю. Если кто еще найдет или напишет сам, буду весьма благодарен

На основании п 2.3 правил vgd награждается 6 баллами репутации.


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 12 мар 2010, 00:54
Anker

Для пущей полезности темы байдарок и их конструкций было бы неплохо добавить на сайт немного классики -
паспорт на Таймень, в котором содержится порядок/сборки разборки с рисунками. В сети можно легко найти скан.


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 12 мар 2010, 10:06
vgd

Вот, например, схема сборки Тайменя с перечнем и названиями всех элементов http://tkb.h12.ru/articles/taimen1.shtml


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 13 мар 2010, 08:16
Метеор

опубликовано
http://acturia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=35:vgd&catid=3:2009-08-06-11-10-07&Itemid=3

vgd писал(а):

Вот, например, схема сборки Тайменя с перечнем и названиями всех элементов http://tkb.h12.ru/articles/taimen1.shtml

с этим поковыряюсь... таблицы без такой-то матери почему-то не вставляются просто так :kli_ny:


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 13 мар 2010, 13:20
Rambrero

Это хорошо, только ссылки в конце нечитабельны.


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 13 мар 2010, 14:53
Метеор

Rambrero
Исправил. Редактор на сайте жжот напалмом :wo_ol:
перекодировал HTML вручную


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 13 мар 2010, 15:59
Rambrero

Совсем другое дело.
Спасибо! :-):


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 20 апр 2010, 10:17
Метеор

К вопросу о байдарках http://triton-ltd.ru/ru/products/canoes/
Тут можно глянуть как они выглядят и ТТХ.


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 20 апр 2010, 20:59
ainu

Хотелось бы узнать мнения форумцев относительно байдарок Добрыня-2 и Добрыня-3 (наконец-то они ее сделали трехместной, хотя характеристик пока не вывешено на сайт - не обращайте внимание, это я от "жадности"; люблю, чтобы был "запас") производства компании Вольный Ветер в применении для туризма.
В Добрыне-2 меня привлекает умеренная масса 18.5 кг (полный комплект, включая рюкзак, сидушки и фартук) и цена не сильно кусается.


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 21 апр 2010, 10:19
Rambrero

Не знаю как на счет добрыни, а вот эта байда меня очень даже заинтересовала: http://volveter.ru/component/page,shop.product_details/flypage,flypage.tpl/product_id,57/category_id,3/option,com_virtuemart/Itemid,36/


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 21 апр 2010, 13:34
vgd

Да, Добрыня - интересная лодка. По конструкции - сильно облегченный Таймень, только с одинарным кильсоном. Ну и поддувы. Похоже они (поддувы) сделают лодку гораздо маневреннее, живучее. Интересно, как с прочностью/жесткостью каркаса. Ну и к 18,5 кг и 25500 тыр. надо не забыть прибавить весла - 2,5 кг и и 2-3 тыс. руб.
Вот Каньон не понравился - двухслойный и материал тонковат - 650г/см2 Посмотрите ватерфляй, потом что-то на Украине делают http://romantik.net.ua/catalog Тоже монобаллон. Цена вообще супер! Меньше 20000 р.


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 21 апр 2010, 15:11
Метеор

Rambrero
твоя как-то не особо туристическая, а скорее для всяких каньонов/порогов (с виду)


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 22 апр 2010, 13:07
Rambrero
Метеор писал(а):

Rambrero
твоя как-то не особо туристическая, а скорее для всяких каньонов/порогов (с виду)

На ней можно и простые и категорийные походы ходить.

vgd писал(а):

Вот Каньон не понравился - двухслойный и материал тонковат - 650г/см2 Посмотрите ватерфляй, потом что-то на Украине делают http://romantik.net.ua/catalog Тоже монобаллон. Цена вообще супер! Меньше 20000 р.

А чем по твоему двухслойные балоны плохи?
По моему это доп надежность особенно если сплавляешся по горной реке.


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 23 апр 2010, 11:32
vgd
Rambrero писал(а):

А чем по твоему двухслойные балоны плохи?
По моему это доп надежность особенно если сплавляешся по горной реке.

Да ну! Никакой надежности не добавляют.
Качествено сваренные монобаллоны прочные и надежные. Причем они с 2-х сторонним покрытием ПВХ. Т.е. царапины, потертости наружной поверхности не важны. А порез, так он и внутренние баллоны обязательно заденет.
Внутрение баллоны тонкие, на прочность абсолютно не работают, их даже (обязательно!) делают больше чем наружные, чтобы ни в коем случае не растягивались. Они только воздух держит. Плюсы только в том, что внешние чехлы можно делать негерметичными - просто шить. Технология проще, дешевле. Так и делают практически все катамараны. По советски :) А минусы есть: при том же весе аппарата придется наружный силовой чехол делать тоньше, менее прочным, либо увеличивать вес. Это первое.
Второе: при реальной эксплуатации между внутренним и наружным баллонами неизбежно попадает грязь, песочек, веточки. Они постепенно протирают тонкий внутренний баллон - вот и негерметичность, либо, опять же делать его толще, с двусторонним слоем ПВХ (резины).
Третье: При ремонте приходится внутренний баллон извлекать, а потом засовывать обратно. Не знаю как у Вольного Ветра, но в "Щуках" это неприятно и долго.
Четвертое: некоторые сложности (конструктивные) с накачиванием до высокой жесткости. Из-за шитых швов и разрезов в наружном баллоне для всовывания внутреннего. Кстати, посмотрите на б/у катамараны - как правило видно, что швы потихоньку вылазят. В самоделках, давно когда-то, довольно распространенной аварией было как раз разрыв швов после удара о камень.
Вот, собственно. Не знаю, убедил ли, но это мое мнение...


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 23 апр 2010, 13:16
ainu

Причем они с 2-х сторонним покрытием ПВХ. Т.е. царапины, потертости наружной поверхности не важны.

vgd, применимо ли это к шкуре байдарки? Кстати, характеристики Добрыни-3 нашел в паспорте - 21 кг, 5.5 м, 320 кг груза.
Вопрос еще по веслам: разборность весла автоматически подразумевает возможность разворота лопасти на любой угол (например весла от Тритон, на некоторых указан список углов)? И длина весла определяется чисто экспериментальным путем, или есть какие-то нормы?


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 23 апр 2010, 14:40
Rambrero

vgd

Сколько ходил на катах и сколько мы их не резали только один раз порвали надувную емкость и то только когда налетели на щЁтку из арматуры.

Лично мне кажется, что однослойная конструкция менее надежна, но это опять же лишь мое мнение...


Re: Туристические байдарки

Добавлено: 26 апр 2010, 10:21
vgd
ainu писал(а):

Причем они с 2-х сторонним покрытием ПВХ. Т.е. царапины, потертости наружной поверхности не важны.

vgd, применимо ли это к шкуре байдарки? Кстати, характеристики Добрыни-3 нашел в паспорте - 21 кг, 5.5 м, 320 кг груза.

Конечно. Если шкура не пробита, а просто потерта, хоть до капроновой основы - она не течет. Внутренний слой ПВХ держит

ainu писал(а):

Вопрос еще по веслам: разборность весла автоматически подразумевает возможность разворота лопасти на любой угол (например весла от Тритон, на некоторых указан список углов)? И длина весла определяется чисто экспериментальным путем, или есть какие-то нормы?

Тайменные разборные весла можно ставить 0 град (прямо) и 90 град под левую и правую руку. Тритоновские TNP, что я видел, только под 90 град. Те, что со списком углов - конечно на любой из указанных. Длина - по личным предпочтениям. Заднему гребцу, мужчине можно подлиннее 240 см. Девушке, особенно сидящей впереди, стоит покороче брать. Момент инерции, однако! Когда жена брала в руки длинное весло, трудно было в такт грести - у нее получались редкие гребки. Когда обрезали до 215, а у меня даже родное 240 - получалось хорошо. Еще от байдарки зависит. У тайменя высокий привальник - приходится руку выше держать, весло длиннее. У Вьюна, при той же ширине, привальник гораздо ниже - рука с веслом идет низко вдоль борта - удобнее коротким, 225 см.

Добавлено спустя 3 минуты 51 секунду:

Rambrero писал(а):

vgd

Сколько ходил на катах и сколько мы их не резали только один раз порвали надувную емкость и то только когда налетели на щЁтку из арматуры.

Лично мне кажется, что однослойная конструкция менее надежна, но это опять же лишь мое мнение...

Фиг его знает, у меня на кате было - разрез на остром камне - как скальпелем, на полметра - и гондолу и баллон. Было, когда сдуру с грузовика надутый бросили на землю - на какую-то арматурину попали - тоже насквозь :( А так, чтобы наружный порезать/порвать, а внутренний нет - не приходилось