Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Жизнь так устроена, что многие дела хорошо делать в коллективе. Строишь дом, красишь забор, чинишь велосипед - всегда приятно, когда друзья рядом. С другой стороны, когда грабишь квартиру, то наличие коллектива сообщников может заметно увеличить срок наказания. Ничего не попишешь, так устроена жизнь: одно и тоже явление может быть одновременно и плохим и хорошим. То же самое относится и к езде на велосипеде в группе коллег: с одной стороны, здорово и приятно, с другой - надо уметь себя вести. Итак, если ты попал на покатушку, на которую приехали еще человек двадцать, то придется ехать в толпе. Чтобы такая поездка обошлась без эксцессов, надо соблюдать некоторые правила хорошего тона.

Правило 1. Не мельтеши.

Опытного байкера в толпе всегда можно отличить от "лоха". Байкер со стажем двигается равномерно и прямолинейно без резких движений. Крутить рулем туда сюда - это дурной тон. Понятно, что наличие открытых люков и колдобин заставляет маневрировать, но об этом несколько позже. Поставьте себя на место людей, которые едут за вами. Они могут не успеть среагировать на ваш очередной зигзаг, и въедут вам в спину. Как правило, при наезде заднего байкера на переднего, падает либо задний, либо оба. В толпе падение одного может привести к так называемому "завалу" - когда группа байкеров "спотыкается" о внезапно упавшего товарища. Самое интересное, что виновник происшедшего - тот байкер, который мельтешил перед лицом своих товарищей, получает меньше всего травм, более того, он имеет хорошие шансы не упасть совсем! Впрочем, не упасть со всеми, еще не значит, легко отделаться. Еще будет необходимо объяснить своим лежащим коллегам причины вашего маневра. Это тоже бывает довольно больно.

Правило 2. Резко не тормози.

Еще один хороший способ узнать, что о тебе думают друзья, это применить резкое торможение. Этот способ еще более эффективен, чем виляние. Человек, который едет сзади, практически обречен на то, чтобы врезаться в того, кто резко затормозил. Он просто не успевает среагировать. Если перед вами внезапно появляется яма, открытый люк или пешеход - подумайте, что будет менее плохо: вильнуть, перепрыгнуть, или резко тормозить? Намекаю - пешеход, как правило, мягкий, а велосипед друга - жесткий. Еще намек - друзей у вас за колесом может быть несколько, и все они станут участниками завала, вместе со своими жесткими байками. Иными словами: если есть возможность не тормозить, то ей надо воспользоваться. Уж лучше вильните, или попробуйте пешехода на прочность, но только не тормозите резко. И это вовсе не из нелюбви к пешеходам - просто последствия столкновения с пешеходом могут оказаться значительно легче, чем последствия экстренного торможения впереди группы.

Правило 3. Не быкуй-1 (найди место по себе).

В конце ХХ века язык Пушкина и Достоевского был обогащен словосочетанием "не быкуй". Говоря более старинным языком, "не выпендривайся", "не навязывай народу свои идеи", "не наезжай", "не путай покатушку с соревнованиями". Выполнение этого правила, может стать гарантом крепкого здоровья всех участников коллективной покатушки и сохранения между ними дружеских отношений. О чем собственно речь? Речь о том, что если ты не уверен в классе своей езды, если ты большой любитель мельтешения или резкого торможения, то езжай спокойно в конце группы. Если едешь последним: мельтеши, резко тормози, делай что хочешь. Только кричи громче, когда на тебя машина наедет, (автомобилисты тоже имеют проблемы с "мельтешителями") иначе едущие впереди не услышат и не остановятся.

Не быкуй-2 (не раскачивай лодку).

Езда в коллективе накладывает определенные ограничения и на скорость передвижения. Предположим, на покатушке группа едет со скоростью 20 км/ч, а ты можешь ехать 24 км ч! Порадуйся за себя - и реши: либо ты едешь как все в коллективе 20 км/ч, либо езжай куда хочешь самостоятельно, но не раскачивай колонну. Многие "умники" любят показать себя - разгонятся, обойдут всю колонну, потом ждут… Другие смотрят на это дело и тоже начинают ускоряться… В результате группа ускоряется, разваливается, и более слабые байкеры попадают "под удар". Им тяжело ехать быстро, но твое поведение заставляет. Будут соревнования - скорость надо показывать там. В езде в колонне надо демонстрировать другие качества.

Правило 4. Предупреждай о своих действиях и дорожных "неожиданностях"

Когда едешь за своим коллегой байкером, то, как правило, сквозь его спину дорога видна плохо. А это значит, что яму или битую пивную бутылку ты увидишь буквально в нескольких метрах от себя, если не прямо под колесами. Поэтому, правила хорошего тона предписывают байкерам сообщать о дорожных неожиданностях и о своих действиях жестами, или криком. Основные жесты хорошо известны из правил дорожного движения. При торможении (лучше - перед торможением) поднимаешь руку вверх, при повороте (опять же - перед началом поворота), указываешь рукой направление поворота. Вот жеста "большая яма", (он же "битое стекло") в ПДД нет. Если вы объезжаете яму - просто покажите на нее рукой. В случае стекол, принято не только показывать на них рукой, но и кричать во все горло: "стёкла"! Если едешь в центре группы и увидел сигнал переднего - намекни тому, кто сзади.

Правило 5. Держи дистанцию.

Когда едешь в коллективе новичков, или просто людей, которые тебе не известны, то держи дистанцию. Я бы даже сказал сильнее: держи и приумножай! Мало ли кто из тех, кто едет перед тобой не читал этих правил? Начнет вилять, резко тормозить, "быковать-1" и "быковать-2", и не будет при этом тебя предупреждать? А ведь известно - задний байкер страдает при аварии больше, чем тот в кого он врежется! То есть в данном случае ты - в менее выигрышном положении, чем когда сам не выполняешь эти правила. Дистанция бывает, кстати, не только от заднего байкера к переднему. Есть еще и поперечная дистанция - от тебя до соседа сбоку. Этой дистанцией тоже не надо пренебрегать, ведь если тому, кто справа придется объезжать яму, то ему понадобиться место для маневра.

Правило 6. Оставайся человеком (если был им до этого).

Известное дело, что если все вокруг начинают вести себя "странным образом", то это частенько передается всей группе. Это явление называется "Стадное чувство". Если все вокруг начинают ехать стадообразно, пренебрегая правилами дорожного движения, выезжая в левый ряд, или хуже того, на встречную полосу, по 5 человек в ряд, то стоит подумать, имеет ли смысл становиться частью стада, или, может быть, лучше остаться нормальным человеком, который ездит соблюдая правила? Оставайся человеком - езжай соблюдая правила дорожного движения. Ехать стадом - удел людей не способных мыслить самостоятельно. Любое ДТП при езде в стаде практически автоматически делает члена стада виновным в ДТП.

(с) ВелоПитер

Дополнения из моего опыта вождения велоколонн

Кроме вышеизложенного следует принимать во внимание следующие немаловажные моменты:

1. Предупреждайте ведущего или замыкающего (он соответственно по рации или по цепочке предупредит ведущего) о том, что вам нужно остановиться или выехать вперед.

В противном случае дальше вы будете предоставлены сами себе. Ведущий и замыкающий следят только за безопасностью участников колонны и чтобы никто из них не потерялся и не отстал. Если вам комфортнее гордо ехать самому по себе - нет проблем, но дожидаться вас на развилках дорог, например, никто в таком случае не станет. И если вы уедете далеко вперед или задержитесь, а группа свернет на другую дорогу - искать ее в полях и лесах или искать путь домой будете сами как хотите.

2. Оглядывайтесь или посматривайте в зеркало заднего обзора

Нередки ситуации, когда лидер и два-три человека за ним уходят в отрыв и скрываются за поворотом или подъемом. Это случается потому, что кто-то в колонне может устать или по каким-то причинам снизить темп, а ведущий, оглядываясь, видит позади себя участника и думает, что все впорядке. Дальше он может просто не увидеть даже в зеркало. И продолжает ехать в прежнем темпе, раз все хорошо.

Поэтому оглядывайтесь и снижайте скорость если следующий за вами участник начал отставать. Так по цепочке скорость сбавят все включая лидера.

Скорость группы не может быть больше скорости самого слабого или уставшего участника. Это больше чем правило хорошего тона, это закон групповых путешествий. Опять же снарягу уставшего потом придется везти вам.

3. Не создавайте необоснованных помех участникам дорожного движения

По проезжей части из всех двухколесных только мотоциклам разрешено занимать полосу целиком. Велосипеды двигаются как можно правее в колонну по одному (кроме случаев если движение происходит по обочине). Если вам захотелось пообщаться с товарищем - это не повод заходить слева и перекрывать полосу сзадиидущим авто. Обочина в вашем распоряжении. Если ее нет - придется подождать пока появится. И даже в таком случае помните, что при нештатной ситуации ваш собеседник будет уходить на обочину, т.к. ему больше некуда деваться (под машину в здравом уме никто не подставится), и может потеснить вас в кювет или в лесополосу. 

4. Не обгоняйте ведущего без необходимости и без предупреждения.

Дорогу выбирает ведущий колонны, и если вы уедете вперед, а ведущий решит что здесь стоит повернуть и проехать другой дорогой - он вместе с колонной так и сделает. А вы, раз выехали вперед паровоза, видимо, сами знаете дорогу и место стоянки или лагеря, поэтому гоняться за вами никто не станет и срывать глотку призывая вернуться тоже. Разыскивать вас тоже нет смысла: раз вы ушли в отрыв без предупреждения - значит решили ехать отдельно, ну и на здоровье.

Однако на крутых спусках и подъемах каждый волен ехать сам по себе, исходя из своих физических возможностей и состояния техники. Главное потом не забудьте занять место экипаже.

Так же при езде со сменой лидера можно перестраиваться перед ведущим, не дожидаясь команды, особенно если чувствуете что он устал и с трудом держит темп