Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Итак вы решили организовать велопоход.
Под походом будем понимать езду на длинную дистанцию с возможным применением пассажирского транспорта для подскока/возвращения (автобус, поезд, электричка) и туристского снаряжения.

Как и в любом деле здесь хорошая организация - залог успеха, и чем сложнее маршрут, тем больше внимания необходимо уделить следующим ключевым моментам:
1. Физподготовка и опыт участников
2. Маршрут: обходные пути, варианты возвращения, опасные участки
3. Снаряжение для похода
4. Контрольные точки
5. Организация питания и ночлега
6 Лидерство в колонне и антиветровые построения

1. Физподготовка и опыт участников

В первую очередь вы должны быть уверены в своих силах, потому что с того момента как ваша колонна тронется в путь, все что произойдет с каждым из участников будет на вашей совести полностью или частично. Поэтому с самого начала необходимо определить сильных и слабых. Скорость группы не может быть выше скорости самого слабого либо уставшего участника на каждый момент времени, соответственно необходимо заранее максимально снизить риск того, что кто-то выбьется из сил, особенно вы сами.
Для этого необходимо:
а) для себя сделать допуск по физподготовке (выезжать на маршрут в 100 км будучи уверенным что осилите 120 и сохраните способность продолжать движение в запланированном темпе)
б) получить информацию об участниках
- максимальный километраж в день
- крейсерская скорость (скорость с которой участник объективно может ехать и не выдыхаться продолжительное время)
- насколько тяжело участнику даются подъемы

Определив сильных и слабых, необходимо проконтролировать распределение снаряжения между участниками и определить для них места в колонне. Самого сильного и опытного ставим замыкающим, дальше идут те, чья физподготовка слабее и меньше опыта езды в группе на длинные дистанции, в голове идете вы, следом штурман и один из скаутов, если таковые определены.
Под скаутом понимаем участника едущего относительно налегке и физически готового для езды со сменой лидера, а так же для выездов далеко вперед группы в целях разведки маршрута. Роль скаута особенно актуальна на сложных и неизвестных маршрутах, когда крюк в пару километров может измотать группу, и необходимо двигаться по кратчайшему пути, либо на ходу сообразить обходной путь полегче.

Еще неплохо выяснить умения участников такие как:
- опыт групповой езды
- езда на колесе
- антиветровые построения (крыло, каре, карусель)
И разумеется объяснить что это такое, в каких случаях и как это делается

2. Маршрут: обходные пути, варианты возвращения, опасные участки

Никогда нельзя до конца знать как пойдет дело. Дождь, говна, пески, встречный ветер, траффик, расписание транспорта могут внести свои коррективы во время, которое придется затратить на передвижение. Где-то придется отдохнуть вне очереди, где-то сделать крюк-объезд, где-то с боем прорываться через сверхпоганое дорожное покрытие, электричка может быть всего одна и/или быть изначально единственным способом возвращения...
Поэтому еще до объявления маршрута нужно определить точки соскока и возможные обходные пути, а самое главное - экстренный маршрут. Под последним понимаем маршрут на случай, если все пойдет наперекосяк с погодой ли, с физическим состоянием участников и возникнет необходимость вернуться максимально быстро при любых метеоусловиях, а иногда и вообще – хоть как-то вернуться.
На маршруте надо постараться предусмотреть опасные участки, которых по каким-то причинам избежать не удастся изначально (дороги с высоким трафиком, болота, обрывы, броды и.т.д) и проследить чтобы все участники были на данных участках предельно внимательны.

3. Снаряжение для похода

Если поход предполагает использование туристского и прочего снаряжения, следует убедиться что к моменту старта участники обеспечены в полной мере самым необходимым для данного похода, будь то индивидуальное снаряжение (палатко-места, спальники-пенки, дождевые костюмы, личные апечки) или общее (котелок, топор, пила, запаски, ремнаборы, инструмент, тент от дождя, горелка+баллон, спички).
Необходимый минимум определяет организатор, дальше каждый волен выбирать что взять с собой в соответствии со своими потребностями, общей физподготовкой участников и вместимостью рюкзаков и бомболюков.
В принципе, кто хочет и может, пусть тащит с собой хоть телевизор с DVD, однако нагружаться все равно нужно стараться по минимуму. Хотя бы потому, что гладко было на бумаге, да забыли про овраги, и никогда нельзя достоверно знать насколько сложным будет путь и запас прочности необходимо иметь каждому участнику.
Возможно придется разгрузить уставшего товарища, тащить кого-то на колесе или прикрывать от косого встречного ветра, загрузиться едой и питьем перед длинным безлюдным участком, много чего еще, и главное получить удовольствие от поездки, а не валиться без задних ног на стоянках.

4. Контрольные точки

Время не резиновое, выходные и отпуска не бесконечны, поезда и электрички не ждут. Соответственно для успешного прохождения маршрута стоит определить контрольные точки. Смысл их не только в том, чтобы определять по времени их прохождения насколько группа выбилась из графика, но и в возможности принимать решения о корректировке маршрута. Как правило, по карте мы имеем одно, а на местности может оказаться совсем другое, и нередки случаи, когда двигаемся вроде с заданной скоростью но фактически по времени получается медленнее чем планировалось.
И если в пункте В вам нужно кровь из носу быть в определенное время, а путь из пункта А в пункт Б занял гораздо больше отведенного времени, при том ,что путь Б-В больше или равен А-Б, уже стоит задуматься и что-то делать. Когда увеличить скорость, когда срезать маршрут, и если придется – вообще повернуть оглобли.
Как бы ни был обидным для самолюбия последний пункт, помните, что ваша главная задача - вернуть всех домой живыми и здоровыми максимально вовремя, а потом уже все остальное.

5. Организация питания и ночлега

Когда мы вкручиваем, мы расходуем много энергии и ее обязательно надо пополнять, но пополнять грамотно. Вы же не будете заливать в бензиновый двигатель дизельное топливо, бодяжить его керосином и ослиной мочой. Вот и в случае с велопоходами важную роль играет правильная дозаправка. Разумеется, у всех нас разные вкусовые предпочтения, но главный принцип придется соблюдать всем – вовремя пополнять запасы организма. И чем активнее крутим педали, тем больше внимание надо уделить дозаправкам. Не поленитесь на остановках и привалах утолять голод, ни в коем случае не дожидайтесь голодной усталости и не допускайте, чтобы она приключилась с кем-то из участников. Помните и вбейте в головы тем, кто не в курсе, что худеть надо дома, а не на маршруте, где выкладываешься весь и где еще пилить и пилить
Плотный и калорийный завтрак и ужин должен быть обязательно и даже через «не хочу». К вечеру можно устать так, что желание одно – лечь и поспать. В данном случае организм исходит из того, что для него важнее на данный момент, но мы то знаем что завтра нам снова в путь, и нужны будут силы для новых подвигов. Так что утром и вечером есть надо до полного насыщения. Без вариантов. Потому что не поесть сегодня означает не иметь сил завтра. А если поход на несколько дней - организм тем более расходует больше, чем потребляет и усваивает, и пропуск еды аукнется обязательно.

Энергетики. Тут каждый решает сам по самочувствию пить или не пить. Но я бы порекомендовал поберечь их на самый крайний случай, потому что потом организм все равно возьмет свое и уж лучше он пусть возьмет это на большом привале или на финише, чем посреди голого поля черт знает где.

При организации лагеря для ночевки основной упор следует делать на безопасность. То есть, чтобы к лагерю был затруднен подход. Горы, дебри, болота, озера, реки и леса станут вашими помощниками в этом деле. Ну и желательно встать до населенного пункта, чтобы лишний раз не светиться перед местными жителями.
Ложась спать каждый байкер естественно задумывается: а как там вел? Не спионерят ли?
Чтоб спалось спокойнее - прикуйте велы либо по 2 вокруг дерева, с захватом за колеса и рамы, либо составьте все вместе и скуйте замками. Даже четыре велосипеда связанных вместе – это примерно 70 кг подвижного громыхающего веса. Втихаря такую связку унести проблематично, но если вас все равно гложет беспокойство, пристегните всю эту композицию к одной из палаток и напихайте в центр кружек ложек тарелок, чтоб гремели.

6. Лидерство в колонне и антиветровые построения

Если в вашем экипаже никогда не было уставших и отставших, на какой бы маршрут вам не доводилось выходить – дальше можете не читать, вы и так – гуру, и я сам с удовольствием возьму у вас пару уроков. Если нет, тогда следующая информация может вам пригодиться.

Возглавлять колонну – это труд, и чем менее она скатана, тем более тяжелый. К сожалению многие райдеры, как новички, так и бывалые грешат тем, что патологически не умеют оглядываться. Людей использующих зеркала заднего вида я могу сосчитать по пальцам. И ситуации, когда лидер + 1-2 человека за ним, уходят в отрыв нередки. Лидер оглядывается и видит сзади товарища и думает, что тот тоже оглядывается (и так по цепочке). Дальше он просто не успевает увидеть. И если кто-то один перестанет оглядываться – колонна может легко разорваться по месту первого слабого звена. При этом дорожная и погодная обстановка (узкая дорога, трафик, говна, встречный ветер) может не позволить замыкающему совершить рывок и предупредить лидера об отставании части группы. Плюс надо иметь в виду, что силы замыкающего тоже не безграничны – и его рывок, по сути, самая крайняя мера. А поскольку делать подобные спурты – прямая обязанность замыкающего, он у вас может скоро кончиться. То есть устать. Так что берегите замыкающего и не вынуждайте его гоняться за вами на протяжении всего маршрута.

Поэтому оглядывайтесь и приучите оглядываться других членов группы, а время от времени смотрите, где ваш замыкающий. Если вы его не видите – это верный признак того, что в хвосте колонны произошло что-то серьезное, потребовавшее остановки или вы так увлеклись педалированием, что далеко оторвались вперед. После каждого сложного участка лидер должен увидеть замыкающего и тем самым убедиться, что вся группа без потерь пошла этот участок. Это же правило действует на участках маршрута изобилующих поворотами, развилками и ответвлениями дорог.

Лидер должен уметь предвосхищать события, и с опережением реагировать на изменения дорожной обстановки. Маневр по объезду ям и препятствий необходимо начинать за 5-10 метров перед ними и ни в коем случае не делать это резко в последний момент. У всех нас разная реакция на неожиданности и разные возможности велосипедов. И если вы, слава богу, увернулись от открытого люка или ямы, у следующего за вами шансы в него влететь тем выше, чем меньше дистанция между вами. Так что если вы, будучи ведущим, проморгали препятствие – максимально аккуратно (чтобы избежать завала) тормозите и врезайтесь в это препятствие. Это единственный способ дающий максимальную гарантию, что из-за вашей невнимательности не пострадают  те, кто едет за вами. Особенно вышеизложенное актуально для бомбовозов, у коих резкие маневры затруднены и вдобавок за бомболюком впередиидущего как правило ничего не видно.

Соответственно на роль лидера годится только тот, кто умеет держать стабильную скорость, держать в поле зрения колонну и просчитывать дорожную обстановку на несколько шагов вперед как в шахматах, а так же обладает стрессоустойчивостью и умением мыслить и за себя и за всю колонну, если потребуется.


При движении следует также учитывать некоторые нюансы групповых походов.

Разгон и торможение
Чем длиннее колонна, тем больше времени придется потратить на разгон, и тем плавнее его следует осуществлять, чтобы избежать ситуации, когда голова уже вышла на крейсерскую скорость, а хвост только стартовал и вынужден догонять. Рваный темп изматывает не хуже резких подъемов.

Прохождение спуско-подъемов.
Это как раз те места, где колонна растягивается по естественным причинам. На спусках участники дают допуск относительно дистанции тормозного пути, на подъемах растягиваются вследствие разной физподготовки и степени усталости. Поэтому после подъема имеет смысл сбавить темп на некоторое время, чтобы вас успел догнать хвост колонны, и чтобы участники немного перевели дух, если подъем был серьезным.
Если за спуском идет подъем, то возможна ситуация когда голова уже теряет накат въезжая на подъем, а хвост буквально наступает на пятки еще не потеряв наката. Тут хочешь не хочешь, а голова должна вкрутить, чтобы хвост не терял лишний раз скорость и не пришлось вновь разгонять колонну.

Езда против ветра
По закону подлости ветер редко бывает попутным. Зато он будучи встречным, встречно-боковым и сильным может измотать группу и сильно повлиять на среднюю скорость, что может усложнить и без того непростой маршрут.
Если при несильном ветре езда с простой сменой 2-3 лидеров решает эту проблему то при сильном может возникнуть необходимость применения таких построений как:
- крыло (диагональ)
- каре (клин)
- карусель

Крыло хорошо помогает при косом встречном ветре и напоминает езду на колесе со смещением с той лишь разницей что смещение имеет ярко выраженный характер, то есть участник идущий ведомым держится таким образом, что его переднее колесо получается параллельно заднему колесу ведущего, а то и каретке. И так далее по цепочке.
Разумеется такое построение неприменимо на дорогах с большим трафиком. Однако двойками ехать таким способом вполне возможно практически в любых условиях.

Каре используется в случае сильной усталости одного или двух участников колонны, когда необходимо максимально снизить для них лобовое и боковое сопротивление ветра. При таком построении три лидера становятся впереди в треугольник, а ведомый пристраивается на колесо центральному.
У меня пока нет опыта подобного построения, поэтому никаких рекомендаций дать не могу.

Карусель помогает при сильном встречном ветре. Суть ее в том, что уставший лидер уходит в хвост колонны, а его место нанимает следующий и так по цепочке. Таким образом все устают достаточно равномерно и колонна может идти против ветра достаточно долго без потерь в скорости по причине усталости участников.

Вместо послесловия

Возможно многие из вас давно успешно применяют или имеют в виду все вышеизложенное или часть его. Возможно вы знаете еще какие-нибудь индейские хитрости велопоходов.
На самом деле все вышеперечисленное можно вместить в девиз мушкетеров: Один за всех и все за одного!
Следуйте ему, и будет неважно на чьей стороне сегодня фортуна. Пока вы едины – вы непобедимы.