Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Велотуристский рюкзак - важное народно-хозяйственное изделие помогающее велосипедисту, отправляющемуся в дальние края, перевозить грузы необходимые ему в пути: палатки, спальники, и многое другое.

В преддверии велопохода у велосипедиста встает неизменный вопрос: в чем везти еду и снаряжение. А везти, как правило, немало. Тут и палатки и котелки и запасы еды, а так же различные вещи, которые может и не тяжелые, но объемные (например спальник или баклажки для воды).

На своем горбу тащить все это тяжело и крайне неудобно, а из-за высокого центра тяжести может быть даже опасно. Попробуйте оглянуться на дорогу в пешеходном рюкзаке 80-100л – придется поворачиваться всем корпусом, т.к. через плечо виден только рюкзак. Маневрирование так же затруднено – даже при незначительном наклоне корпуса велосипед начинает тащить в сторону и заваливать, и чем больше скорость, тем сильнее.
Ну и главное конечно – мы имеем двойную нагрузку. Во-первых, крутим педали, во-вторых, несем на себе дополнительный вес. Это было бы не так заметно, как если бы мы шли пешком – пешие рюкзаки сконструированы так, что вес крепится на поясе и при этом основная нагрузка ложится на ноги. На велосипеде же мы сидим с сильным наклоном вперед и все, что везется на спине, висит на спине без вариантов как-то перераспределить вес.

Стоп. У нас в отличие от пешеходов есть багажник. Правда крепить к нему кучу вещей так, чтоб все надежно держалось и не мешало при езде, та еще задача. И вам заниматься ее решением несколько раз в день: как минимум 2 раза при постановке и снятии лагеря. А ведь может быть еще погрузка в поезд или электричку, или просто какой-то участок надо будет протащить велосипед на себе... Представьте себе только, что случится с вещами, если вы случайно упадете?
А еще было бы неплохо, чтобы из этой кучи вещей что-то можно было достать, не разбирая всю конструкцию, и потом так же легко положить на место.

Все эти проблемы решает придуманный специально для велосипеда рюкзак типа «штаны» (он же велоштаны, он же бомболюк). Штанами он называется, потому что напоминает по форме именно эту деталь гардероба. Собственно это вторая по необходимости вещь для велотуриста после велосипеда.

Благодаря велоштанам можно увезти не на себе, а именно на велосипеде все, что вы собрались взять в поход и даже немного больше (в зависимости от объема).
Велобагажники в зависимости от модели выдерживают груз до 30 кг, так что вы вполне можете в походе догрузить чего-нибудь нужное, и тяжелее вам от этого не станет, т.к. все едет не на вас.

Велорюзак быстро прицепляется к багажнику и снимается с него.Крепления как правило представляют собой либо два ремня (спереди и сзади) либо один (на днище) для крепления к багажнику. Возможны варианты, когда есть дополнительные ремни для крепления ног к боковинам багажника. Впрочем, при правильной упаковке велорюкзака крепежи на самих штанинах излишни, но ничего не мешает вам при желании дополнительно закрепить штанины эспандером (резиновый жгут с крючками на концах).

Велорюкзак визуально увеличивает габариты велосипедиста для других участников движения, и автомобили объезжают с запасом дистанции, а не проносятся впритирку, как это часто бывает.

К велорюкзакам в комплекте поставки, либо за дополнительную плату идет чехол от дождя, благодаря которому ваши вещи всегда будут сухими. Он легко одевается и снимается и, как правило, сшит «с запасом»: укроет и битком набитые «штаны» и то, что прицеплено поверх них (в разумных пределах естественно).

Велорюкзаки бывают однообъемные и секционные.

Однообъемные представляют собой единое целое (неразборную конструкцию) из двух боковин (штанин) и верха. Имеют либо молнию в верхней части, либо «тубус» (клапан затягивающийся веревкой), через которые имеется единственный доступ вовнутрь. Конструкция с тубусом хороша тем, что туда можно проще затрамбовать дополнительные вещи, когда велорюкзак полон, тогда как молния может уже не застегнуться. Зато в конструкции с молнией всегда имеем относительно плоский верх, где, как правило, есть карман для полезных и нужных вещей типа карты или дождевого чехла, к которым нужен быстрый доступ.

Такие велорюкзаки требуют вдумчивой упаковки, т.к. достать что либо лежащее на дне проблематично – надо перерыть полрюкзака. Зато они более вместительны (в 60 литровый монообъемник например легко войдет палатка, а в трехсекционник 20+20+20 л. не лезет). Еще однообъемный велорюкзак проще и быстрее закреплять - крепим сразу все, а не несколько секций по очереди.

kurse30-50

trek90

Секционные велорюкзаки состоят из двух или трех независимых частей в зависимости от модели. Две крепятся к багажнику и висят по обе его стороны, третья крепится сверху. Такая конструкция удобна тем, что есть доступ в каждый отсек.

К преимуществам секционных велоштанов можно отнести то, что они в некоторой степени более универсальны. В зависимости от ваших потребностей можно использовать только одну, только две или все три секции. К примеру, в однодневную поездку вполне хватит одной-двух секций, а лишнее оставляем дома.

trek20-2

trek70

Говоря о преимуществах велорюкзака «штаны», необходимо помнить о том, что в зависимости от загрузки он начинает ощутимо влиять на динамику и управляемость. Езда с велорюкзаком это иногда совсем не то, что без него.

Во-первых, затруднен разгон и торможение. Подъемы даются значительно тяжелее, такое ощущение, словно вас придерживают сзади. На спусках тормозной путь увеличивается в разы. На крутых подъемах переднее колесо может начать отрываться от земли, а на особо крутых есть риск опрокидывания (правда в такие с груженым багажником особо и не получится ехать).

Во-вторых, приходится быть внимательнее с маневрами в стороны. Лихие виражи закладывать не получится, и радиус поворота/разворота увеличивается. На нестабильном покрытии (песок, грязь, сырой грунт, горные осыпи) велосипед может швырять как яхту в шторм. При езде по «косому грунту», например в грунтовой колее, возможны срывы заднего колеса вниз.
Любой велорюкзак требует правильной упаковки. В противном случае возможны перекос рюкзака, попадание его в спицы, плохая устойчивость байка на неровной дороге, ухудшение управляемости. Именно за вышеперечисленное чаще всего велорюкзак и критикуют. Однако мало-мальски грамотно упакованный рюкзак всегда делает вам ответную услугу – старается не мешать вам ехать.

Итак, паковка велорюкзака подчиняется четырем основным правилам:

- "ноги" велорюкзака должны быть забиты полностью, а вот верхний объем может быть и полупустым;
У качественно сшитых велорюкзаков ноги сшиты на клин, и при набивании сами плотно прижимаются к стойкам багажника и соответственно не пытаются попасть в спицы.

- "ноги" должны быть загружены примерно одинаково;
Примерно, потому что взвешивать каждый раз все, что кладется в них - это утопия, но прикинуть, чтобы разница в загрузке штанин была примерно +/- 1кг вполне в человеческих силах, точнее уже особо и не надо.
Одинаково, потому что в противном случае будем иметь перекос велорюкзака в одну сторону, туда же он будет при любой возможности заваливать велосипед.

- центр тяжести рюкзака должен быть как можно ниже, то есть самые тяжелые вещи всегда кладем вниз;
Чем ниже центр тяжести, тем устойчивее ваш велосипед на дороге и тем меньше сложностей при маневрировании. Упаковать рюкзак так, чтобы центр тяжести был внизу, просто. Запихивайте в «штанины» (боковые сумки) вниз сначала самое тяжелое, что есть: крупы, консервы, колышки от палатки и все получится само.

- из рюкзака не должно ничего торчать по сторонам.
Это важно по двум причинам: во-первых, торчащие предметы любят задевать за что ни попадя: за машины, людей, деревья. Не всегда это весело и безобидно - можно зацепившись хорошо полететь. Кроме этого, известно, что куда бы велотурист не ехал, это направление всегда будет против ветра. Торчащие предметы увеличивают ветровое сопротивление, что тоже не очень приятно.

Ну и конечно, пакуя рюкзак, неплохо подумать о том, что из вещей и когда понадобится, чтобы не положить нужную вещь на самое дно, где ее будет не достать. Некоторые рекомендации по упаковке можно прочитать по ссылке

Важное дополнение. При использовании велорюкзака настоятельно рекомендую ставить не абы какой багажник. Кроме того что он должен быть достаточно прочным и оснащенным «собачьей ногой». При ее наличии штанины не попадут в спицы, даже если велорюкзак упакован наспех кое-как. Если в конструкции багажника «собачья нога» отсутствует, ее можно приобрести отдельно, либо сделать самостоятельно из жесткой проволоки.

Какой велорюкзак выбрать и на что обратить внимание?
Это тема следующей статьи «Выбор велорюкзака ("штаны")».

так же рекомендую к прочтению