Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Покупка байдарки обычно начинается с мучительных сравнений плюсов и минусов, гугления отчетов, перелопачивания профильных форумов, выноса мозга знакомым и незнакомым байдарочникам. У меня вышло наоборот. Я велотурист, велосипед был и остается моей первой любовью и слабостью, и водные походы я изначально рассматривал как дополнительный фан чисто для разнообразия. И ломания копий по характеристикам различных судов были мне чужды. В тоже время из всего водного туризма меня привлекал завалинг и хождение по мелким рекам в половодье, по той простой причине, что за двухдневный ПВД можно словить столько эмоций и приключений, сколько не найдешь наяривая километры по классическим маршрутам тайменей. Летом махать весь день на жаре веслом меня тем более не улыбало, да и сейчас особо не улыбает. И вообще лето у меня обычно занято велопоходами.

Соответственно когда мне с барского плеча подвернулся Каньон экстрим после карельского похода, я согласился почти не раздумывая. Почти – потому что сперва знатокам-байдарочникам я мозг повыносил знатно, т.к. мой опыт водника ограничивался байдарками Таймень-2, Вьюн и Добрыня-3.

Критичными для меня были следующие параметры:

- живучесть (чтобы тащить волоком не разгружая через завалы и шкуродеры),

- устойчивость (чтобы если к поваленному дереву прижмет течением, обошлось без оверкиля и купания в весенней воде со льдом),

- удобство посадки (при росте в 184см в байде с закрытой декой более менее сносно могу поместить ноги только на месте капитана),

- простота загрузки/разгрузки (опять же с точки зрения частых обносов).

 Каньон экстрим будучи байдаркой дл порогов до 4к.с. включительно вышеперечисленным требованиям отвечала и даже превосходила. Баг с баллонами первых серий в ней присутствовал, но был пофиксен прежним хозяином путем скрутки носов и доставлял по сути чисто эстетические неудобства. Самоотливы шли дополнительной полезняшкой с точки зрения не сидеть в луже в случае дождя или хождения туда-сюда из воды в байдарку (на завалинге такое происходит постоянно)

Стапель

Стапель предельно прост и быстр. Навялить на надувное дно сидушки и спинки, прикрепить стропами дно к байдарке, надуть и готово. Можно загружаться и отчаливать. Скорость накачки ограничена пропускной способностью клапанов. Впрочем, клапаны – слишком громкое название – трубки с затычками, спартанский стиль.

Загрузка предельно проста: укладываются гермы в нос/корму/центр, привязываются к такелажным лямкам веревками/стропами/крабами. Оптимально использовать гермы от того же ВВ, они каким-то непостижимым образом отлично влезают без запинывания ногами (потому что сделаны из плотного ПВХ и при набивке ВООБЩЕ не раздуваются).

Нет необходимости бродить по берегу в поисках нормального подхода к воде. Сойдет любой. С крутого песчаного яра с торчащими корнями от деревьев мы груженую байду без последствий волоком стаскивали к воде. Заболоченный подход к воде тоже не проблема, зачастую удается даже ног не замочить.

 Комфорт

Как я уже писал в начале, мне было важно удобно сидеть, в идеале с возможностью удобно располагать ноги и не корячиться. В Каньоне этот момент предусмотрен: регулируются пяточные упоры и сиденье со спинкой тоже в некоторой степени. Отдельно заострю внимание на наличие пяточных и коленных упоров. В совокупности они делают вас и байдарку единым целым, что кроме прочего позволяет открениваться, вывешиваться и внимание: сниматься с мелей и коряг путем раскачки судна. Так же допускают разные позы при посадке (я, например, люблю ноги хотя бы иногда выпрямлять, иначе колени начинают ныть).

Опендек и отсутствие очков позволяет использовать байдарку как сходни. У нее такая устойчивость, что можно вертикально стоять и ходить от носа до кормы хоть по бортам, хоть по днищу. Задранный нос помогает наползать на берег и сходить на сухое место. Так в групповом походе с каркасниками и КНБ мы использовали мой Каньон как причал/мостки, когда прибрежная полоса представляла собой жидкое месиво.

Надувные спинки позволяют задавать разную жесткость от скамейки до дивана, по желанию. Тем не менее они требуют привычки, особенно если вы до этого в качестве спинки использовали пенку в таймени. В данном случае спинки не выше поясницы. Скорее всего это связано с тем, что байдарка больше спортивная нежели туристическая.

«Верхняя загрузка» позволяет легко и быстро загружать вещи и не загоняться на тему компактного снаряжения. Конечно Таймень все равно вместимее, но грузить Каньон в разы удобнее Викинга или Хатанги, или вышеупомянутой Добрыни, поскольку в нос и корму легко и непринужденно загружаются гермы до 60 л, можно даже не конусные. Все это без ущерба устойчивости маневренности (кроме порогов выше 2 кс, но в те пороги насколько я в курсе стараются если лезть, то налегке) Самоотливы вопреки расхожему мнению не бесполезны вне бурной воды. С весел всегда течет, такова жизнь, но в луже сидеть, как пугали многие диванные знатоки, не пришлось ни разу. Гидрокостюм, купленный из опасений застудить самое дорогое, пригодился исключительно весной и осенью на завалах и порогах

Живучесть

Напомню, что байдарка мне досталась после Карелии, где ее гоняли на порогах в хвост и в гриву. Из всех повреждений были некоторые потертости, но не более того, при том что хозяин был из тех, что в троечный порог попрет на таймени, даже если потом ее весь день зашивать и рубить новые стрингера. Равнинное половодье – тоже не фунт изюма. Тут и невидимые опоры мостов, и арматура, и колья, и стекла… доводилось налетать даже на колесо от трактора K-700. Байдарка героически пережила волоки по шиверам, пешеходным мостикам, а уж перетаскивать ее через сучковатое упавшее в воду дерево или другое затонувшее препятствие со скрипами, треском и прочими звуками, которые обычно означают разрыв шкуры – вообще обыденное явление, про которое я даже в отчетах не пишу.

И еще момент: при волоке я ее никогда не разгружал. По итогам 3-х лет таких издевательств есть только небольшой продир днища в носу – сантиметра 3, который был заклеен и забыт. Все шайбы леера и вообще все, что приварено на борта, на месте и отваливаться не собирается.

 Проходимость

 На Каньоне можно пройти где угодно лишь бы жидко или скользко. Непроход для Каньон экстрим может быть только негабаритный, либо это нечто высокое и крайне неудобное для волока. Например бетонная стена. Самое фееричное что мне удалось сделать – проползти на брюхе через плотину по плитам в полной выкладке при глубине по щиколотку. Ссылка на видео есть на форуме.

Но есть и ахиллесова пята – это говнопробки длиной более 5 метров и плотные заросли камыша или лозняка. Такое стоит обнести или провести, если есть такая возможность. Своим ходом можно там все силы оставить. Эффект такой, словно всем брюхом наехал на двухсторонний скотч.

Скорость и маневренность

Повторю в стопицотый раз – Каньон экстрим – байдарка заточенная под бурную воду. Ожидать от нее ходовых качеств каркасников и КНБ на гладкой воде не стоит. На гладкой воде на ней хорошо отдыхать. Идет она неспешно – средняя скорость 5 км/ч, понимать это следует так: иногда можно догнать до 6-7, но ненадолго. Комфортная скорость именно 5 км/ч, причем загруженность байды ощутимо на скорость не влияет: что пустая идет 5, что в режиме бомбовоза те же 5 км/ч. Разгоняется быстро, но так же быстро теряет скорость если перестать грести. Встречный ветер – это проблема, смириться и терпеть.

На широкой воде рекомендую кормовой шверц. Даже ультражлоб вариант, сделанный на коленке из разделочной доски, превращает Каньон в Таймень, без шуток: с кормовым шверцем повернуть можно, только если капитан будет табанить изо всех сил.

Для спокойной воды маневренность избыточна даже при полной загрузке. Этот недуг оказался невероятно полезным для фото-видеосъемки движущихся объектов (например других участников регаты) и панорамных видов. А так же маневренность сослужит хорошую службу на нешироких извилистых участках рек и мелководье.

Капитан вынужден постоянно подруливать. Это похоже на удержание равновесия на велосипеде – раз привыкнуть и это становится естественно и происходит как-то само собой. Другое дело, что привыкаешь не за один день: мне 1,5 похода понадобилось. На максимальную скорость ощутимо не влияет.

Антистапель

Дно отстегивается, после чего байда легко купается и сушится. Ткань дна таки впитывает немного воду и сохнет дольше остальной байдарки. Летом минут за 40-60 просыхает/проветривается полностью. Как раз пока за вами едет транспорт. Если нет возможности сушить сразу, надо сушить по прибытию домой 2-3 дня некритично, потом начинает подванивать, возможно, плесень заводится (сам не проверял, разложил в итоге и высушил) Сдувать лучше насосом. Получается быстрее, чем даже вдвоем по бортам топтаться.

Вот к слову о надежности: при дырке в палец воздух из баллона отказывается сам уходить – не иначе особая уличная магия. То есть с пробитым бортом предположительно можно шлепать дальше довольно долго, если дыра не размером с кулак, как минимум успеть без паники догрести до суши.

Итого: быстрый антистапель (без сушки и мытья) примерно 15-20 минут

Заключение

Байдарка Каньон Экстрим вне бурной воды отлично подходит для экспедиций/первопрохождений и неспешных походов с целью отдохнуть. Комфортный километраж до 30-35 км в день по чистой воде, до 20 км в день по завалам. Судно абсолютно непритязательно к глубине, проходит почти везде где жидко и скользко, но говнопробок и плотных зарослей на глубине настоятельно рекомендуется избегать. От степени загруженности скорость не меняется, усилия при гребле примерно те же.

Очень тяжело идет против волны, с этим придется смириться. Это не баг и не фича, просто предназначение байдарки – перепрыгнуть бочку и мягко без последствий налетать на валуны, и резать волну она не умеет, ей нечем. Ну как-то так.

Стоит уделять внимание развесовке и распределению груза. Опытным путем выяснилось, что если не пихать все тяжелое в середину, а пригрузить более-менее равномерно нос/корму, байдарку сильно меньше крутит боковым ветром. Если с развесовкой морочиться лениво, проблема курсовой устойчивости решается на 100% установкой кормового шверца. Для летних походов крайне желательно на привале убирать байдарку с солнца или накрывать мокрой простыней (я для этой цели использую старый пододеяльник) или стравливать давление в бортах.

В остальном живучесть такая, что в обычных условиях байдарку даже специально ушатать не получиться. Каньон экстрим как спортивное судно требует сноровки, но при этом прощает многие ошибки новичков при маневрировании. Тем, кто до этого ходил исключительно на каркасниках, придется привыкать грести иначе. Стоит не лениться и отработать все варианты управления, а не только «греби-табань» - эффект будет потрясающий.

По возможности загрузки вещами не особенно уступает Таймени-2 без ощутимого ухудшения скоростных характеристик и устойчивости к крену. Посадочные места матроса и капитана разнесены оптимально – веслами мы не цеплялись никогда при том, что я на капитане использую длинное весло 220.

В луже не сидел ни разу. Во-первых, надо накачать дно выше номинала хотя бы до 0,25 кгс/см.кв (рекомендуется не выше 0,2 кгс/см.кв). Но внимание – это касается исключительно дна, которое остужается циркулирующей водой и закрытого от солнца вещами. Во-вторых, можно подложить поверх штатного сиденья пенопопу, желательно менее дубовую, чем штатная сидушка, и получить сразу +5 к комфорту.

Дешманские насосы не канают. Из ножных опытным путем остановился на Браво 8М потому что с манометром. Из минусов – человеку весом до 65кг трудно накачать байдарку до нужного давления – объем камеры большой. Таким товарищам есть два варианта: Браво 7 с камерой высокого давления или при окончательной накачке взять в руки что-то тяжелое, например герму с вещами. 

Статья написана по итогам опыта походов по рекам: Усманка, Хворостань, Воргол, Дон, Большая верейка, Воронеж