Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Поводом для написания оной, стало на этот раз довольно печальное событие.

Итак, как некоторым уже стало известно, в результате моей спонтанной поездки в Старый Оскол вместе со Старо-Оскольской и Губкинской велобратией, приезжавшей ненадолго в Воронеж, была «убита» карбоновая рама моего шоссера. 
Когда точно это произошло, сейчас уже не скажу, но подозреваю, что еще в промежуточных поездках по Воронежу, перед самым отбытием в Старый Оскол: в ресторан (подкрепиться), за водой на источник. 
Нас тогда еще Метеор долго катал «пьяными дворами».

Скорее всего, это произошло у источника. Именно там я очень неудачно навернулся, невыстегнувшись из контактов. При падении еще раздался странный хруст, довольно громкий. Я, как и положено, осмотрел раму, но..., к своему сожалению ничего не обнаружил, и, решив, что вел не пострадал, все же поехал в Старый Оскол. 

Ох-х, как же я туда ехал. В некоторых местах пути, это было нечто. Скорость местами достигала 64-67 км/ч на спусках по щербатому асфальту. Вибрация при этом была жуткая. Глаза болтались, как выносные, какие имеются у некоторых видов крабов. В общем, было жестко, очень жестко. 
Но…, я же ничего еще не знал про раму поэтому и топил. Мне только еще предстояло в этом убедиться, когда я уже отъехал 30 км обратной дороги от Оскола в Воронеж, сев передохнуть и перекусить. Если бы в тот момент рама не выдержала, меня бы соскребали с асфальта, собирая размазанное по асфальту тело с костями в мешок.

Вот тогда и обнаружился довольно неприятный сюрприз с рамой. Естественно после того, как я все узнал, стал осторожно "перешагивать" каждую кочку, объезжать каждую ямку. И…, в общем-то, благополучно добрался до Воронежа. 
Но факт оставался фактом. Рама была «убита». 

Пострадало левое верхнее перо в 10 сантиметрах выше дропаута. Видимо, этим местом я как раз и пришелся на угол бордюра, неудачно упав, и это именно его хруст я тогда слышал у источника. В половину окружности пера шла большая поперечная трещина, даже не трещина, а имел место разрыв слоя карбона. 

1

 

2

3

4

Но вот внутренняя часть пера со стороны колеса оказалась на удивление целой, даже лак не пострадал. 

5


И, похоже, что на ней все время я и ехал. Она держала всю конструкцию.
Сразу по приезду естественно была паника. 
Я убил раму! Черт!!! Что же теперь делать!? Эту на выброс!? Покупать еще один шоссер!!?? Покупать отдельно шоссейную раму!? Но они же жуть, какие дорогие! 
Шло время, тикали часы, отсчитывались дни, паника постепенно сходила, и позже пришла идея – заказать титан от Рапида. Он все-таки должен быть подешевле новых карбоновых рам. Уже хотел было писать письмо рапидовцам, но возникло еще кое-что. 

Ведь половина пера не пострадала, совсем, и рама продержалась почти 300 км, а не попытаться ли ее восстановить? Все же затрат будет еще меньше. 
Хорошо, но тогда чем? Как? Их же "выпекают" на заводах, на соответствующем оборудовании. Карбоновая ткань, да, но где ее взять, и продается ли она вообще?
В итоге, все-таки принял решение – раму восстанавливать. 

И далее пошли долгие дни поисков соответствующего материала для ремонта рамы, поисков контактов, адресов, координат для связи, решения возникающих по ходу вопросов, списывание с реализаторами необходимых мне материалов, заказы этих самых материалов (ткани, смолы), ожидание посылок.

 И вот все необходимое, наконец, на руках.

«Операционная» готова, «пациент», "лекарства", "хирургические инструменты" тоже.

Приступаем.

1. Намотал по краям изоленты в качестве ограничителя, обозначив ей, рабочий участок пера.
Затем ошкурил (грубой шкуркой) лаковое покрытие на раме, полностью его удалив, до «угля».

6

7


2. Далее приготовил углеткань, нарезав нужного размера лоскуты. Ее взял не плетеную крест-накрест, как обычно выглядят снаружи карбоновые рамы (довольно дорогая), а с однонаправленным расположением волокон (нити «угля» идут только в одном направлении, и скреплены, дабы не рассыпаться редкой прошивкой из белых волокон).

Решено было сделать накладку сверху на перо по всей его окружности, то есть наложить своеобразный гипс из «угля», тем самым усилив перо в этом месте.
В основном нагрузка в пере идет на сжатие, поэтому требовалось расположить волокна продольно (по направлению пера). Но я решил в промежутке между слоями с продольным расположением волокон добавить еще и слои с поперечными волокнами (работа на кручение), а то вдруг что, лучше перестраховаться.

В итоге, должна была получиться конструкция из трех наборов слоев: первые несколько слоев с продольным расположением волокон, затем слои с поперечными волокнами, и опять слои с продольными волокнами.

8

9


3. Навел смолу и пропитал ей накладываемый слой, не очень жирно, чтобы ткань только заблестела.

9-1

4. Затем намотал ее на подготовленный участок пера. Получилось довольно рыхло, с пустотами. Но это была не проблема. Все позже должно было прижаться плотнее.

10

5. На слои с продольными волокнами намотал следующий лоскут, с поперечным расположением нитей. После, на нем же оказался третий лоскут вновь с продольными нитями «угля».
Белые нити скрепляют волокна "угля" от расползания.

11

6. Намотка усиливающего материала была завершена. 
Теперь необходимо было прижать весь этот слоеный пирог плотнее к перу, выгнать из пустот между волокнами ткани воздух, а так же излишки смолы.
Для этого я использовал пленку от видеокассеты, наматывая ее сверху на углеткань туго, медленно, по мелкой спирали. Как и ожидалось, стал выходить воздух, из под пленки полезла лишняя смола. Вся конструкция ужималась, принимая форму пера.

12

7. Намотав пленку, убрав излишки смолы, оставил всю эту конструкцию «сохнуть». Теперь надо было дождаться, пока смола схватится и окаменеет.

8. Спустя сутки смола, наконец, затвердела и верхний грубый шероховатый слой, вместе с пленкой, был удален шкуркой. Наждаком убрал все наплывы, ступени, неровности и переходы, подогнав внешнюю накладку по форме пера. В общем все это дело облагородил. Затем прошелся шкуркой помельче.

13

14


9. И на завершающем этапе покрыл уголь смолой, на какую и сажал его слои ранее. Она послужила так же и «лаковым» покрытием.
Белые пятнышки на фото - это блеск пучков однонаправленных волокон угля.

15

16

17

Форма пера вроде как не поменялась.

18

 

Толщина пера в месте накладки тоже особо не бросается в глаза.

19

 

20


Прошли еще сутки и… вуа-ля. Рама восстановлена, вел снова собран и готов выйти на тест-драйв.
Внешний вид укладки слоев (пучков волокон) не такой красивый конечно, как на остальных частях рамы, но... тоже ничего так, и главная цель, в результате, достигнута.

В итоге, первый трехчасовой тест-драйв успешно проведен. 
Осмотр после показал отсутствие каких-либо изменений в конструкции пера. В месте его восстановления, расслоение материала, сколы, трещины лакового покрытия отсутствуют.

Пошедшие на ремонт рамы материалы (из прайса): 

Смола эпоксидная LARIT (Германия) 1 кг 1150 руб.
Отвердитель L-286 для Larit (Германия) 1 кг, голубой (медленный) 1350 руб.
Углелента однонаправленная (Германия), 80 г/кв. м; толщ. 0,1; ширина 300 мм 350 р/м.п.

Для сравнения: 
стоимость плетенки: Углеткань С-80 0.08 мм (Германия) м.кв. ширина 1000 мм 3500 руб/кв.метр.

Углеленту заказывал из Таганрога. 
Со мной работает парень, увлекается авиамоделизмом. У него есть знакомый, у которого в свою очередь тоже есть знакомый, который и сообщил адрес реализатора материалов для авиамоделки из Таганрога.

Смолу заказывать не стал (заказ - минимум 1 кг) , так как целый кг мне не был нужен, что мне с ним потом делать, куда девать (пошло всего 15 кубиков)?
Так что парень, работающий со мной, еле договорился со знакомым, какой заказывал эту смолу там же, в Таганроге, чтобы малость отлить.
Собственно так с материалами вопрос и решился.