Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Увы, но в то время, как наши космические корабли бороздят просторы вселенной, популярность велотуризма еще не достигла той точки, чтобы все необходимое снаряжение можно было найти на полках магазинов в широком ассортименте. Особенно это касается велорюкзаков. Например, у нас в Воронеже на момент написания данной статьи таких популярных и применяемых многими туристами брендов как ПИК99, Мираж, AVL, Снаряжение и др. как не было, так и нет. Про Манарага, Турлан, ACME лично я слышал краем уха в походах.

И как тут сделать правильный выбор, особенно если все более-менее толковое искать и заказывать через интернет? Оговорюсь сразу, велоштаны объемом до 30 л (или как я их называю «бардачки») можно брать любые. В них много тяжелого или объемного не влезет, а размер их и конструкция ни на скорость, ни на управляемость не влияют. И вообще они не для путешествий, а для выезда на пикник. А к велорюкзаку для ПВД и серьезных походов уже предъявляются некоторые важные требования, а именно:


1 Велорюкзак должен быть правильно сшит.

- «Ноги» сшиты трапециями, а ни в коем случае не прямоугольниками. В противном случае при педалировании вы будете постоянно задевать их пятками.

- «Ноги» сшиты на клин, то есть при набитых штанинах они сами под собственным весом прижимаются к багажнику, а не пытаются взлететь на кочках. Для неспециалистов в кройке и шитье, одним из которых я сам и являюсь, порекомендовал бы следующий визуальный тест: если на фотографии набитые «штанины» смотрят в стороны, то они сшиты как угодно, только не на клин, если наоборот – то, что нужно.

- Объемные карманы только сзади и нигде больше! За передние будете цеплять пятками, боковые, если их набить, могут увеличить ширину велорюкзака как раз настолько, чтобы вы не смогли протиснуть велосипед с велоштанами в дверной проем, а может понесете велоштаны на спине как рюкзак и вспомните про карманы, только когда застрянете.

- Верх не должен быть слишком высоким, иначе его всегда, как ни набивай, будет заваливать в сторону. В идеале - ПИКовский стандарт, или может быть чуть выше. А вот «ноги» должны доходить примерно до середины колеса.


2 Материал должен быть достаточно плотным и прочным на разрыв, чтобы рюкзак держал форму.

К виденным мною лично велорюкзакам Course и Мираж у меня возникли большие претензии из-за того, что при набивании они норовят раздуться сверх положенного. А с ПИКовскими, например, сшитыми из Кордуры, такого не происходит.
Ветви, шипы колючих растений, острые камни, выступающие углы чего-либо не должны повреждать велорюкзак. Однако хорошо, что этому требованию соответствуют практически все современные материалы, из которых шьются рюкзаки.


3 Крепеж обязан быть простым, удобным и надежным.

Применительно к монообъемным рюкзакам в зависимости от модели это могут быть стропы спереди и сзади, может быть одна широкая стропа, прижимающая всю конструкцию к багажнику. У секционных рюкзаков возможны различные модификации строп и крючков для крепления. Тут кому что больше нравится, но крепление должно быть таким, чтобы вы могли быстро и легко прикрепить набитый рюкзак к багажнику и при необходимости отцепить. И конечно велорюкзак должен держаться насмерть, а если отваливаться, то только вместе с багажником, как бы вас на дороге не трясло.


4 Швы и фурнитура

Если перед покупкой рюкзак попал вам в руки, обратите внимание на качество швов, чтобы стропы, молнии, застежки и пр. были пришиты прочно. Молнии чем толще, тем надежнее, то же самое касается строп и застежек. По опыту использования такие дольше служат и реже повреждаются.


5 Очень здорово, когда присутствуют дополнительные полезные опции как то:

- ручки или съемные лямки для переноски велорюкзака на спине, которые пригодятся «на вокзалах, станциях и поездах», а так же на участках маршрута, где велосипед придется «распрягать» и переносить вместе со снаряжением на себе (в этом плане наиболее адаптированным к переноске на спине мне показался "Мираж", тогда как "ПИК" довольно неудобен) ;

- дождевой чехол – гарантия того, что все вещи, уложенные в рюкзак, останутся, сухими, в особенности спальник;

- световозвращающие полосы и/или петли для крепления мигалок или катафотов;

- ремешки, резинки, стропы для внешней навески.

Приступая к выбору размера велорюкзака, необходимо определиться с каким типом багажников планируется его использование.
Для багажников «консольного» типа, т.е. тех, которые крепятся на подседельный штырь подойдут велорюкзаки с объемом не более 35-40л (и только с короткими штанинами, если у багажника нет дуг для защиты колеса)
Для багажников крепящихся к раме, т.е. обычных годятся велорюкзаки всех объемов.

Далее стоит задуматься какого типа велорюкзак вам больше пригодится: монообъемный или секционный. Об их свойствах можно прочесть здесь.

И, наконец, добираемся до выбора размера.
Он будет зависеть:

а) от характера поездок и походов, в которых планируется использование велорюкзака
Так, например, в демисезонье с собой кроме прочего берется некоторое количество теплых вещей, тогда как летом вполне хватает штанов и мастерки на вечер-утро. Ночевки предполагают перевозку палаток, кострового снаряжения и т.п. А выезды на пикник как правило предполагают немного еды, питья и, допустим, некоторые пляжные принадлежности.

б) от снаряжения, которым вы обладаете или планируете обладать
Кто-то отдает предпочтение компактности (компрессионные мешки, термобелье, облегченные палатки или бивуачные мешки), кто-то наоборот является сторонником комфорта (бронебойные спальники, свитера/толстовки, пенки, на которых можно спать хоть на гвоздях и.т.п.), что занимает много места.

в) физподготовка
женщины-туристы, как правило, используют рюкзаки на 1 ступень «легче», чем мужчины, которые по умолчанию транспортируют самую тяжелую и объемную часть снаряжения.

Для простоты понимания на сайте velowiki.org предложена следующая градация для выбора оптимального объема велорюкзака в зависимости предполагаемого назначения:

30-50 литров — для использования в ПВД обладателями сверхлегкого снаряжения, в «цивилизованном» велотуризме, а также в 1-дневных покатушках (если по каким-то причинам приходится везти много груза).

60-70 литров — для ПВД и многодневных велопоходов без длительных автономных участков.

80-85 литров — для сложных ПВД и многодневных походов средней степени сложности.

90 литров и более — для сложных многодневных походов с автономными участками.

При этом если речь идет о монообъемных рюкзаках, стоит иметь ввиду что 80 и 90 литровые в небольших ПВД как правило излишни, и особенно не утягиваются, посему если вы остановили выбор именно на монообъемниках, и кроме больших походов планирует так же прогулочные выезды, есть смысл иметь 2 велорюкзака: большой походный 80 и больше литров и маленький прогулочный 20-30л, тем более что, как я уже упоминал, маленькие велорюкзаки можно особо не раздумывая брать любые, и стоят они немного. (ПИК-85 обошелся мне примерно в 2500р, а Course 25л я купил за 800р в ценах 2008г)

Пытаясь ответить на вопрос, где бы все это посмотреть, на момент написания статьи я обнаружил только два более-менее полноценных обзора по характеристикам и опыту использования велорюкзаков различных производителей:на портале activeinfo и ufabike
Последний более читабелен
В перспективе будут добавляться еще ссылки по мере нахождения материалов по теме.

Удачных Вам приобретений!

Обращаю Ваше внимание: мнения о различных марках, изложенные мной в данной статье приводятся для примера каких-либо определенных свойств, присущих велорюкзакам этих марок. Не следует рассматривать их как своего рода рекламу и/или антирекламу.

Ссылки по теме: