Предлагаю вниманию свою статью-обзор байдарок. Я ее написал неск. лет назад, сейчас дополнил немного, дал свежие ссылки... Может стоит переложить в раздел "статьи"?
Туристические байдарки
Байдарка – однокорпусное судно с закрытой декой (палубой) с продольным расположением гребцов с двухлопастным веслом. Отличается значительным удлинением 5. В туризме под байдаркой понимают двухместное судно. За одноместной байдаркой в нашей стране закрепилось название «каяк». Такое разделение оправдано существенно различными свойствами типичной байдарки-двойки и каяка. Выпускаемую промышленностью трехместную байдарку Таймень-3, реально можно использовать только как судно с двумя гребцами, увеличенной грузо- или пассажировместимости.
Классическая каркасная байдарка с открытым кокпитом. Облик российской туристической байдарки-двойки сложился лет 50 тому назад. В это время появились и широко выпускались байдарки «Луч», «Ладога», позднее – «Салют М4,7» «Салют М5,2». Кроме того, имелись импортные байдарки производства ГДР (RZ-85) и Польши («Нептун» и «Колибри»). Все они представляли собой разборные суда с деревянным или металлическим каркасом и мягкой оболочкой состоящей из прорезиненной толстой днищевой части и брезентовой деки. Байдарки имели острые килеватые обводы, малую полноту корпуса. Для увеличения маневренности штевни имели некоторую подрезку (были приподняты). Экипаж размещался в открытом кокпите, иногда снабженном съемным фартуком. Байдарки были снабжены рулевым управлением. Все они, кроме «Салютов» в настоящее время практически не встречаются.
С 1975 года Московский завод "Салют" выпускал туристские разборные байдарки "Таймень" двух модификаций: Т-2 (двухместная) и Т-3 (трехместная). Была еще и одноместная версия Т-1, но очень мало распространена. Это самая распространенная на территории БСССР туристическая байдарка ставшая в массовом сознании стали образом байдарки вообще, так, что в большинстве случаев говоря «байдарка» подразумевают «Таймень». В настоящее время оригинальные Таймени остаются в перечне ТНП завода «Салют», также выпускаются ее клоны (с ПВХ шкурой), например тут: «Байдарки-QRSHOP» http://www.qrshop.ru/index.html .
Современные каркасные байдарки представлены продукцией Питерской компанией «Тритон-Лтд» http://triton-ltd.ru/ru/; Киевским «Нэрисом» http://www.neriskayaks.com/.
Подобные суда предназначены для походов по спокойным рекам и озерам. Для бурной воды у них совершенно недостаточная маневренность, отсутствуют средства закрепления гребца – банка и упоры, недостаточна защищенность внутреннего объема от заливания валами.
Несомненными достоинствами таких байдарок является хорошая ходкость; курсовая устойчивость; простота загрузки и возможность перевозки пассажиров (к примеру в типичной байдарке «Таймень-2» спокойно можно идти с 2-мя детьми-пассажирами); возможность установки паруса.
На каркасных байдарках были пройдены многие сложные маршруты, но было это скорее исключением, да и сами суда существенно дорабатывались. О пригодности серийных каркасных байдарок того времени можно судить хотя бы по советам «как вести себя случае проникающей травмы обломкам каркаса» или рекомендации проходить ключевые препятствия, загружая байдарку мешками с галькой(!), для увеличения остойчивости и инерции.
В 80-е года туристами-самодельщиками изготовлялись каркасные байдарки, приближенные по обводам к спортивным слаломным. Центром их создания является Ленинград/Петербург. Там созданы т.н. Семеновская байдарка «Турбо», Телегинская. Они отличаются меньшими размерами, плоским дном, отсутствием штевней (кильсон плавно изгибается практически без прямого участка), полностью закрытой декой с двумя люками – очками для гребцов, закрываемыми срывными юбками, наличием упоров и жестких сиденьев-банок. Такие байдарки позволяют применять весь арсенал слаломной техники, очень маневренны, но малоустойчивы на курсе и требуют большого опыта и схоженности экипажа. Ныне такие байдарки производятся фирмой «Снаряжение» http://www.equip.ru/product/water/water-2.html
В начале 80-х годов появились принципиально новые байдарки – каркасно-надувные. Авторами этой конструкции считаются московские туристы Подъяпольский и Добрынин. Каркасно-надувные байдарки (КНБ) отличаются наличием надувных баллонов, которые располагаются вдоль всего борта внутри оболочки между ею и каркасом. В результате каркас байдарки защищается от ударов о камни, обводы приобретают выгодную с точки зрения гидродинамики выпуклую форму, оболочка лучше натягивается за счет поддува баллонов. Классическая КНБ, как и спортивные каркасные байдарки, имеют плавно приподнятый к оконечностям кильсон, штевни, как правило, отсутствуют, дека закрытая с двумя отверстиями для гребцов, могут быть установлены упоры и банки. В связи с тем, что обводы задаются раскроем оболочки и баллонов, каркас КНБ проще, компактней и легче чем у каркасных байдарок. Обратной стороной этого является меньшая жесткость и прочность КНБ, впрочем достаточная для сферы их применения. Масса КНБ может быть снижена до 15 17 кг(!).
К недостаткам КНБ можно отнести сложность ремонта в случае пробоя баллона. Баллоны можно повредить при небрежной упаковке острых предметов внутри байдарки, при сборке – возможно попадание песка между баллонами и оболочкой, можно пробить при ударе о камни, если они окажутся недостаточно накачанными и т.д. Ремонт в таких случаях, как правило, приводит к разборке байдарки… Баллоны занимают внутри байдарки большой объем, следовательно для груза остается меньше места и его сложнее размещать. Также возможны сложности с посадкой гребцов, особенно переднего (ноги некуда девать )
В настоящее время классические КНБ серийно производятся в Черемушках – байдарки «Егоза», «Кроха», «Тик-так»: http://www.nafan.ru/
Остальные КНБ, производства «Тритон» «ФМК» и др. – компромисс между КБ и КНБ. Объем баллонов небольшой, они прикрывают только нижние пояса стрингеров. Обводы образуются каркасом. Обитаемость практически аналогична каркасным байдаркам. Выпускают как закрытые байдарки (без кокпита, с 2-мя (3-мя) люками-очками для посадки, напр. «Вьюн»), так и с открытым кокпитом – «Вуокса» и др.
В последнее время широко распространились надувные байдарки. Первой, по настоящему доступной надувнушкой была «Щука». О ее достоинствах и недостатках в свое время спорили до хрипоты. Основные достоинства – удивительная легкость, живучесть на камнях, простота сборки. Недостатки – двухслойная конструкция: сложность походного ремонта, недостаточная жесткость (давление в баллонах) примитивные обводы, т.е. меньшая ходкость.
Новые конструкции – однослойные, сваренные из прочной армированной ПВХ ткани (по типу рафтовой) представляются очень интересным вариантом для походов II-III к. сл.
Дополнительные ссылки по теме:
http://protours.ru/Основныепараметрыбайдарокикаяков
http://www.baydarki.ru/bayda.html
http://www.skitalets.ru/equipment/test/2004/bayda/
Дворяков В.Г.