Форум переведен на новую версию движка. Стиль только prosilver и основанные на нем. Галерея сохранена исключительно для истории и целостности ссылок.

Туристические байдарки

Ответить
vgd
Сообщений в теме: 5
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 09 мар 2010, 09:51
Репутация: 10

Туристические байдарки

#1

Сообщение vgd » 11 мар 2010, 13:22

Предлагаю вниманию свою статью-обзор байдарок. Я ее написал неск. лет назад, сейчас дополнил немного, дал свежие ссылки... Может стоит переложить в раздел "статьи"?

Туристические байдарки

Байдарка – однокорпусное судно с закрытой декой (палубой) с продольным расположением гребцов с двухлопастным веслом. Отличается значительным удлинением  5. В туризме под байдаркой понимают двухместное судно. За одноместной байдаркой в нашей стране закрепилось название «каяк». Такое разделение оправдано существенно различными свойствами типичной байдарки-двойки и каяка. Выпускаемую промышленностью трехместную байдарку Таймень-3, реально можно использовать только как судно с двумя гребцами, увеличенной грузо- или пассажировместимости.
Классическая каркасная байдарка с открытым кокпитом. Облик российской туристической байдарки-двойки сложился лет 50 тому назад. В это время появились и широко выпускались байдарки «Луч», «Ладога», позднее – «Салют М4,7» «Салют М5,2». Кроме того, имелись импортные байдарки производства ГДР (RZ-85) и Польши («Нептун» и «Колибри»). Все они представляли собой разборные суда с деревянным или металлическим каркасом и мягкой оболочкой состоящей из прорезиненной толстой днищевой части и брезентовой деки. Байдарки имели острые килеватые обводы, малую полноту корпуса. Для увеличения маневренности штевни имели некоторую подрезку (были приподняты). Экипаж размещался в открытом кокпите, иногда снабженном съемным фартуком. Байдарки были снабжены рулевым управлением. Все они, кроме «Салютов» в настоящее время практически не встречаются.
С 1975 года Московский завод "Салют" выпускал туристские разборные байдарки "Таймень" двух модификаций: Т-2 (двухместная) и Т-3 (трехместная). Была еще и одноместная версия Т-1, но очень мало распространена. Это самая распространенная на территории БСССР туристическая байдарка ставшая в массовом сознании стали образом байдарки вообще, так, что в большинстве случаев говоря «байдарка» подразумевают «Таймень». В настоящее время оригинальные Таймени остаются в перечне ТНП завода «Салют», также выпускаются ее клоны (с ПВХ шкурой), например тут: «Байдарки-QRSHOP» http://www.qrshop.ru/index.html .
Современные каркасные байдарки представлены продукцией Питерской компанией «Тритон-Лтд» http://triton-ltd.ru/ru/; Киевским «Нэрисом» http://www.neriskayaks.com/.
Подобные суда предназначены для походов по спокойным рекам и озерам. Для бурной воды у них совершенно недостаточная маневренность, отсутствуют средства закрепления гребца – банка и упоры, недостаточна защищенность внутреннего объема от заливания валами.
Несомненными достоинствами таких байдарок является хорошая ходкость; курсовая устойчивость; простота загрузки и возможность перевозки пассажиров (к примеру в типичной байдарке «Таймень-2» спокойно можно идти с 2-мя детьми-пассажирами); возможность установки паруса.
На каркасных байдарках были пройдены многие сложные маршруты, но было это скорее исключением, да и сами суда существенно дорабатывались. О пригодности серийных каркасных байдарок того времени можно судить хотя бы по советам «как вести себя случае проникающей травмы обломкам каркаса» или рекомендации проходить ключевые препятствия, загружая байдарку мешками с галькой(!), для увеличения остойчивости и инерции.
В 80-е года туристами-самодельщиками изготовлялись каркасные байдарки, приближенные по обводам к спортивным слаломным. Центром их создания является Ленинград/Петербург. Там созданы т.н. Семеновская байдарка «Турбо», Телегинская. Они отличаются меньшими размерами, плоским дном, отсутствием штевней (кильсон плавно изгибается практически без прямого участка), полностью закрытой декой с двумя люками – очками для гребцов, закрываемыми срывными юбками, наличием упоров и жестких сиденьев-банок. Такие байдарки позволяют применять весь арсенал слаломной техники, очень маневренны, но малоустойчивы на курсе и требуют большого опыта и схоженности экипажа. Ныне такие байдарки производятся фирмой «Снаряжение» http://www.equip.ru/product/water/water-2.html
В начале 80-х годов появились принципиально новые байдарки – каркасно-надувные. Авторами этой конструкции считаются московские туристы Подъяпольский и Добрынин. Каркасно-надувные байдарки (КНБ) отличаются наличием надувных баллонов, которые располагаются вдоль всего борта внутри оболочки между ею и каркасом. В результате каркас байдарки защищается от ударов о камни, обводы приобретают выгодную с точки зрения гидродинамики выпуклую форму, оболочка лучше натягивается за счет поддува баллонов. Классическая КНБ, как и спортивные каркасные байдарки, имеют плавно приподнятый к оконечностям кильсон, штевни, как правило, отсутствуют, дека закрытая с двумя отверстиями для гребцов, могут быть установлены упоры и банки. В связи с тем, что обводы задаются раскроем оболочки и баллонов, каркас КНБ проще, компактней и легче чем у каркасных байдарок. Обратной стороной этого является меньшая жесткость и прочность КНБ, впрочем достаточная для сферы их применения. Масса КНБ может быть снижена до 15 17 кг(!).
К недостаткам КНБ можно отнести сложность ремонта в случае пробоя баллона. Баллоны можно повредить при небрежной упаковке острых предметов внутри байдарки, при сборке – возможно попадание песка между баллонами и оболочкой, можно пробить при ударе о камни, если они окажутся недостаточно накачанными и т.д. Ремонт в таких случаях, как правило, приводит к разборке байдарки… Баллоны занимают внутри байдарки большой объем, следовательно для груза остается меньше места и его сложнее размещать. Также возможны сложности с посадкой гребцов, особенно переднего (ноги некуда девать )
В настоящее время классические КНБ серийно производятся в Черемушках – байдарки «Егоза», «Кроха», «Тик-так»: http://www.nafan.ru/
Остальные КНБ, производства «Тритон» «ФМК» и др. – компромисс между КБ и КНБ. Объем баллонов небольшой, они прикрывают только нижние пояса стрингеров. Обводы образуются каркасом. Обитаемость практически аналогична каркасным байдаркам. Выпускают как закрытые байдарки (без кокпита, с 2-мя (3-мя) люками-очками для посадки, напр. «Вьюн»), так и с открытым кокпитом – «Вуокса» и др.
В последнее время широко распространились надувные байдарки. Первой, по настоящему доступной надувнушкой была «Щука». О ее достоинствах и недостатках в свое время спорили до хрипоты. Основные достоинства – удивительная легкость, живучесть на камнях, простота сборки. Недостатки – двухслойная конструкция: сложность походного ремонта, недостаточная жесткость (давление в баллонах) примитивные обводы, т.е. меньшая ходкость.
Новые конструкции – однослойные, сваренные из прочной армированной ПВХ ткани (по типу рафтовой) представляются очень интересным вариантом для походов II-III к. сл.

Дополнительные ссылки по теме:
http://protours.ru/Основныепараметрыбайдарокикаяков
http://www.baydarki.ru/bayda.html
http://www.skitalets.ru/equipment/test/2004/bayda/

Дворяков В.Г.


Аватара пользователя
Метеор
Сообщений в теме: 6
Сообщения: 2381
Зарегистрирован: 10 авг 2009, 14:40
Награды: 5
Репутация: 42
Имя: Александр
Телефон: 89202126821
Откуда: Воронеж ЮЗ
Контактная информация:

Re: Туристические байдарки

#2

Сообщение Метеор » 11 мар 2010, 16:46

vgd
супер :bra_vo:

как раз мы с ainu байдарки для туризма выбираем потихоньку
вечером непременно выложу

если будут ссылки на изображения описанных байдарок - я их тоже вставлю

Танк, который гуляет сам по себе


Аватара пользователя
ainu
Сообщений в теме: 3
Сообщения: 1293
Зарегистрирован: 06 авг 2009, 13:38
Награды: 5
Репутация: 21
Имя: Дмитрий
Телефон: 89191890511
Контактная информация:

Re: Туристические байдарки

#3

Сообщение ainu » 11 мар 2010, 21:20

Где-то видел подробно подетальное описание принципиальной конструкции байдарки. Было бы неплохо вставить, потому что мне, например, еще сложно соображать где что находится, когда называют детали.

Слабый всё время идёт по легкой дороге. Черта сильного - выбрать трудный путь.


Аватара пользователя
Метеор
Сообщений в теме: 6
Сообщения: 2381
Зарегистрирован: 10 авг 2009, 14:40
Награды: 5
Репутация: 42
Имя: Александр
Телефон: 89202126821
Откуда: Воронеж ЮЗ
Контактная информация:

Re: Туристические байдарки

#4

Сообщение Метеор » 11 мар 2010, 22:29

Подготовил к публикациии.
К сожалению дома штатный тырнет почему-то не работает :-(
так что скорее всего выложу завтра и попутно погуглю описание конструкции байдарки. Его тоже добавлю. Если кто еще найдет или напишет сам, буду весьма благодарен

На основании п 2.3 правил vgd награждается 6 баллами репутации.

Танк, который гуляет сам по себе


Аватара пользователя
Anker
Сообщений в теме: 1
Сообщения: 374
Зарегистрирован: 18 фев 2010, 02:25
Награды: 2
Репутация: 13

Re: Туристические байдарки

#5

Сообщение Anker » 12 мар 2010, 00:54

Для пущей полезности темы байдарок и их конструкций было бы неплохо добавить на сайт немного классики -
паспорт на Таймень, в котором содержится порядок/сборки разборки с рисунками. В сети можно легко найти скан.


vgd
Сообщений в теме: 5
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 09 мар 2010, 09:51
Репутация: 10

Re: Туристические байдарки

#6

Сообщение vgd » 12 мар 2010, 10:06

Вот, например, схема сборки Тайменя с перечнем и названиями всех элементов http://tkb.h12.ru/articles/taimen1.shtml


Аватара пользователя
Метеор
Сообщений в теме: 6
Сообщения: 2381
Зарегистрирован: 10 авг 2009, 14:40
Награды: 5
Репутация: 42
Имя: Александр
Телефон: 89202126821
Откуда: Воронеж ЮЗ
Контактная информация:

Re: Туристические байдарки

#7

Сообщение Метеор » 13 мар 2010, 08:16

опубликовано
http://acturia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=35:vgd&catid=3:2009-08-06-11-10-07&Itemid=3

vgd писал(а):

Вот, например, схема сборки Тайменя с перечнем и названиями всех элементов http://tkb.h12.ru/articles/taimen1.shtml

с этим поковыряюсь... таблицы без такой-то матери почему-то не вставляются просто так :kli_ny:

Танк, который гуляет сам по себе


Аватара пользователя
Rambrero
Сообщений в теме: 5
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 03 мар 2010, 11:01
Награды: 1
Репутация: 1
Имя: Роман
Откуда: Ростов-на-Дону

Re: Туристические байдарки

#8

Сообщение Rambrero » 13 мар 2010, 13:20

Это хорошо, только ссылки в конце нечитабельны.


Аватара пользователя
Метеор
Сообщений в теме: 6
Сообщения: 2381
Зарегистрирован: 10 авг 2009, 14:40
Награды: 5
Репутация: 42
Имя: Александр
Телефон: 89202126821
Откуда: Воронеж ЮЗ
Контактная информация:

Re: Туристические байдарки

#9

Сообщение Метеор » 13 мар 2010, 14:53

Rambrero
Исправил. Редактор на сайте жжот напалмом :wo_ol:
перекодировал HTML вручную

Танк, который гуляет сам по себе


Аватара пользователя
Rambrero
Сообщений в теме: 5
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 03 мар 2010, 11:01
Награды: 1
Репутация: 1
Имя: Роман
Откуда: Ростов-на-Дону

Re: Туристические байдарки

#10

Сообщение Rambrero » 13 мар 2010, 15:59

Совсем другое дело.
Спасибо! :-):


Аватара пользователя
Метеор
Сообщений в теме: 6
Сообщения: 2381
Зарегистрирован: 10 авг 2009, 14:40
Награды: 5
Репутация: 42
Имя: Александр
Телефон: 89202126821
Откуда: Воронеж ЮЗ
Контактная информация:

Re: Туристические байдарки

#11

Сообщение Метеор » 20 апр 2010, 10:17

К вопросу о байдарках http://triton-ltd.ru/ru/products/canoes/
Тут можно глянуть как они выглядят и ТТХ.

Танк, который гуляет сам по себе


Аватара пользователя
ainu
Сообщений в теме: 3
Сообщения: 1293
Зарегистрирован: 06 авг 2009, 13:38
Награды: 5
Репутация: 21
Имя: Дмитрий
Телефон: 89191890511
Контактная информация:

Re: Туристические байдарки

#12

Сообщение ainu » 20 апр 2010, 20:59

Хотелось бы узнать мнения форумцев относительно байдарок Добрыня-2 и Добрыня-3 (наконец-то они ее сделали трехместной, хотя характеристик пока не вывешено на сайт - не обращайте внимание, это я от "жадности"; люблю, чтобы был "запас") производства компании Вольный Ветер в применении для туризма.
В Добрыне-2 меня привлекает умеренная масса 18.5 кг (полный комплект, включая рюкзак, сидушки и фартук) и цена не сильно кусается.

Слабый всё время идёт по легкой дороге. Черта сильного - выбрать трудный путь.


Аватара пользователя
Rambrero
Сообщений в теме: 5
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 03 мар 2010, 11:01
Награды: 1
Репутация: 1
Имя: Роман
Откуда: Ростов-на-Дону

Re: Туристические байдарки

#13

Сообщение Rambrero » 21 апр 2010, 10:19

Не знаю как на счет добрыни, а вот эта байда меня очень даже заинтересовала: http://volveter.ru/component/page,shop.product_details/flypage,flypage.tpl/product_id,57/category_id,3/option,com_virtuemart/Itemid,36/


vgd
Сообщений в теме: 5
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 09 мар 2010, 09:51
Репутация: 10

Re: Туристические байдарки

#14

Сообщение vgd » 21 апр 2010, 13:34

Да, Добрыня - интересная лодка. По конструкции - сильно облегченный Таймень, только с одинарным кильсоном. Ну и поддувы. Похоже они (поддувы) сделают лодку гораздо маневреннее, живучее. Интересно, как с прочностью/жесткостью каркаса. Ну и к 18,5 кг и 25500 тыр. надо не забыть прибавить весла - 2,5 кг и и 2-3 тыс. руб.
Вот Каньон не понравился - двухслойный и материал тонковат - 650г/см2 Посмотрите ватерфляй, потом что-то на Украине делают http://romantik.net.ua/catalog Тоже монобаллон. Цена вообще супер! Меньше 20000 р.


Аватара пользователя
Метеор
Сообщений в теме: 6
Сообщения: 2381
Зарегистрирован: 10 авг 2009, 14:40
Награды: 5
Репутация: 42
Имя: Александр
Телефон: 89202126821
Откуда: Воронеж ЮЗ
Контактная информация:

Re: Туристические байдарки

#15

Сообщение Метеор » 21 апр 2010, 15:11

Rambrero
твоя как-то не особо туристическая, а скорее для всяких каньонов/порогов (с виду)

Танк, который гуляет сам по себе


Аватара пользователя
Rambrero
Сообщений в теме: 5
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 03 мар 2010, 11:01
Награды: 1
Репутация: 1
Имя: Роман
Откуда: Ростов-на-Дону

Re: Туристические байдарки

#16

Сообщение Rambrero » 22 апр 2010, 13:07

Метеор писал(а):

Rambrero
твоя как-то не особо туристическая, а скорее для всяких каньонов/порогов (с виду)

На ней можно и простые и категорийные походы ходить.

vgd писал(а):

Вот Каньон не понравился - двухслойный и материал тонковат - 650г/см2 Посмотрите ватерфляй, потом что-то на Украине делают http://romantik.net.ua/catalog Тоже монобаллон. Цена вообще супер! Меньше 20000 р.

А чем по твоему двухслойные балоны плохи?
По моему это доп надежность особенно если сплавляешся по горной реке.


vgd
Сообщений в теме: 5
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 09 мар 2010, 09:51
Репутация: 10

Re: Туристические байдарки

#17

Сообщение vgd » 23 апр 2010, 11:32

Rambrero писал(а):

А чем по твоему двухслойные балоны плохи?
По моему это доп надежность особенно если сплавляешся по горной реке.

Да ну! Никакой надежности не добавляют.
Качествено сваренные монобаллоны прочные и надежные. Причем они с 2-х сторонним покрытием ПВХ. Т.е. царапины, потертости наружной поверхности не важны. А порез, так он и внутренние баллоны обязательно заденет.
Внутрение баллоны тонкие, на прочность абсолютно не работают, их даже (обязательно!) делают больше чем наружные, чтобы ни в коем случае не растягивались. Они только воздух держит. Плюсы только в том, что внешние чехлы можно делать негерметичными - просто шить. Технология проще, дешевле. Так и делают практически все катамараны. По советски :) А минусы есть: при том же весе аппарата придется наружный силовой чехол делать тоньше, менее прочным, либо увеличивать вес. Это первое.
Второе: при реальной эксплуатации между внутренним и наружным баллонами неизбежно попадает грязь, песочек, веточки. Они постепенно протирают тонкий внутренний баллон - вот и негерметичность, либо, опять же делать его толще, с двусторонним слоем ПВХ (резины).
Третье: При ремонте приходится внутренний баллон извлекать, а потом засовывать обратно. Не знаю как у Вольного Ветра, но в "Щуках" это неприятно и долго.
Четвертое: некоторые сложности (конструктивные) с накачиванием до высокой жесткости. Из-за шитых швов и разрезов в наружном баллоне для всовывания внутреннего. Кстати, посмотрите на б/у катамараны - как правило видно, что швы потихоньку вылазят. В самоделках, давно когда-то, довольно распространенной аварией было как раз разрыв швов после удара о камень.
Вот, собственно. Не знаю, убедил ли, но это мое мнение...


Аватара пользователя
ainu
Сообщений в теме: 3
Сообщения: 1293
Зарегистрирован: 06 авг 2009, 13:38
Награды: 5
Репутация: 21
Имя: Дмитрий
Телефон: 89191890511
Контактная информация:

Re: Туристические байдарки

#18

Сообщение ainu » 23 апр 2010, 13:16

Причем они с 2-х сторонним покрытием ПВХ. Т.е. царапины, потертости наружной поверхности не важны.

vgd, применимо ли это к шкуре байдарки? Кстати, характеристики Добрыни-3 нашел в паспорте - 21 кг, 5.5 м, 320 кг груза.
Вопрос еще по веслам: разборность весла автоматически подразумевает возможность разворота лопасти на любой угол (например весла от Тритон, на некоторых указан список углов)? И длина весла определяется чисто экспериментальным путем, или есть какие-то нормы?

Слабый всё время идёт по легкой дороге. Черта сильного - выбрать трудный путь.


Аватара пользователя
Rambrero
Сообщений в теме: 5
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 03 мар 2010, 11:01
Награды: 1
Репутация: 1
Имя: Роман
Откуда: Ростов-на-Дону

Re: Туристические байдарки

#19

Сообщение Rambrero » 23 апр 2010, 14:40

vgd

Сколько ходил на катах и сколько мы их не резали только один раз порвали надувную емкость и то только когда налетели на щЁтку из арматуры.

Лично мне кажется, что однослойная конструкция менее надежна, но это опять же лишь мое мнение...


vgd
Сообщений в теме: 5
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 09 мар 2010, 09:51
Репутация: 10

Re: Туристические байдарки

#20

Сообщение vgd » 26 апр 2010, 10:21

ainu писал(а):

Причем они с 2-х сторонним покрытием ПВХ. Т.е. царапины, потертости наружной поверхности не важны.

vgd, применимо ли это к шкуре байдарки? Кстати, характеристики Добрыни-3 нашел в паспорте - 21 кг, 5.5 м, 320 кг груза.

Конечно. Если шкура не пробита, а просто потерта, хоть до капроновой основы - она не течет. Внутренний слой ПВХ держит

ainu писал(а):

Вопрос еще по веслам: разборность весла автоматически подразумевает возможность разворота лопасти на любой угол (например весла от Тритон, на некоторых указан список углов)? И длина весла определяется чисто экспериментальным путем, или есть какие-то нормы?

Тайменные разборные весла можно ставить 0 град (прямо) и 90 град под левую и правую руку. Тритоновские TNP, что я видел, только под 90 град. Те, что со списком углов - конечно на любой из указанных. Длина - по личным предпочтениям. Заднему гребцу, мужчине можно подлиннее 240 см. Девушке, особенно сидящей впереди, стоит покороче брать. Момент инерции, однако! Когда жена брала в руки длинное весло, трудно было в такт грести - у нее получались редкие гребки. Когда обрезали до 215, а у меня даже родное 240 - получалось хорошо. Еще от байдарки зависит. У тайменя высокий привальник - приходится руку выше держать, весло длиннее. У Вьюна, при той же ширине, привальник гораздо ниже - рука с веслом идет низко вдоль борта - удобнее коротким, 225 см.

Добавлено спустя 3 минуты 51 секунду:

Rambrero писал(а):

vgd

Сколько ходил на катах и сколько мы их не резали только один раз порвали надувную емкость и то только когда налетели на щЁтку из арматуры.

Лично мне кажется, что однослойная конструкция менее надежна, но это опять же лишь мое мнение...

Фиг его знает, у меня на кате было - разрез на остром камне - как скальпелем, на полметра - и гондолу и баллон. Было, когда сдуру с грузовика надутый бросили на землю - на какую-то арматурину попали - тоже насквозь :( А так, чтобы наружный порезать/порвать, а внутренний нет - не приходилось


Ответить