Вместо эпиграфа
Все сказаны слова, все сделаны дела, и ни свет ни заря помчали. М4 до тульской области была неимоверно шикарна и только антирадар заставлял нехотя бросать газ. И с погодой повезло, не жарко, даже прохладно, без кондея нексия птицей летела даже с четырьмя седоками.
Двести с чем-то км до Ефремова одолели на одном дыхании. Но я был бы не я, если бы все было так просто За Ефремовым начался слалом по бессмысленной и беспощадной латанной-перелатанной дороге. От тряски аж навигатор отлетел от стекла. Чем ближе подъезжали тем злее становился асфальт. Неимоверно хотелось жрать. На заднем сиденье уже полчаса точили хавчик невзирая на турбулентность, а я наивно полагал, что сейчас еще рывок, и будем на месте, там и поедим.
Повинуясь навигатору, свернули на бетонку и принялись усердно молиться Хавчику, особенно я, хотя вроде нормально позавтракал. Оставалось какие-то сраные 5 км, и мы расслабились и разговаривали будто мы уже там на месте одой ногой.
Однако бетонка через километр кончилась и начался лютый п...дец - трофи на нексии. По застывшей в камень колее от самосвала вниз на дно оврага, через полуживой мостик и вверх, держа машину как ровно как по ниточке по вершинам колеи. Пару раз пришлось вылезать и смотреть проеду ли вообще, из салона многое казалось вообще непреодолимым.
Вползли в гору на окраину деревни и едва не въехали в вывеску "автомузей туда". Туда оставалось метров 100-200 которые после оврага казались автобаном.
Директора, Михаила Юрьевича запеленговали сразу, он нас тоже. Оказалось, он ждал съемочную группу из Москвы, а тут мы взяли и понаехали. Впрочем, надо отдать ему должное, он все равно бросил все дела и повел нас на первую площадку, сопровождая потоком информации, которую мы едва успевали воспринимать из-за ее обилия. Двигатели, модификации, сборки ухищрения, история создания музея и т.д. мой мозг едва успевал все это впитывать, тем более что руки чесались, залезть, открыть пощупать, посидеть. Особенно меня шокировало то, что несмотря на довольно плачевный вид многих машин, они прибыли своим или частично своим ходом и все еще ездят назло судьбе. Есть даже совсем единичные экземпляры не пошедшие в серийное производство.
Мы ходили среди Побед, Ford Taunus (предок мустанга и судя по обводам возможно прообраз чайки), полноприводных Москвич 411 (универсал) и 410-х (седан) всем своим видом показывающих кто здесь гроза бездорожья, классических и полноприводных Побед (последняя вызывает реально трепет ибо такому танку даже Хаммер уступит, а если не уступит... придется покупать новый Хаммер)
Стоят конечно же старые Волги разных годов.
Но на всех них свысока смотрят ЗиМ и Чайка. Как черный король с королевой стоят они посреди этого поля в окружении подданных и взгляд сам собой стремиться к ним.
ОН - солидный, уверенный, мощный, невозмутимый
ОНА - невероятно оглушительно красива даже сейчас в старости, поеденая ржавчиной, поблекшая хромом
Символично что по законам их эпохи, право иметь и ездить на них надо было заслужить. Тогда многие машины надо было заслужить, но эти особенно.
Постепенно экскурсия переместилась на большую поляну, где стоит большая часть коллекции и доноры для восстановления остальных авто. В это время понаехали москвичи и Михаил Юрьевич предложил нам далее продолжить осмотр самостоятельно. На вопрос: сколько нам готовить денег за экскурсию и остальное, ответил скромно, но с достоинством : сколько сочтете нужным, все в дело пригодится.
Ремарка: в настоящее время музей кроме статуса, никаких преференций и помощи от государства не имеет, и жив пока жив энтузиазм Михаила Юрьевича. Если наш мир и правда держится на китах - он дальний родственник этих китов.
Каких усилий стоило перегнать все это из москвабада, расставить, допиливать, доводить до ума... В большинстве случаев машины попадают в руки Михаила забитые жизнью в хлам, когда за деньги, когда задаром. Московкая налоговая пытается дотянуть ручонки и до этих богом забытых мест, слава богу руки коротки и офисные клерки окстятся на подступах)))
Далее мы разбрелись по поляне, кому что интереснее в первую очередь. Армия автоботов рассредоточилась по полю:
Москвичи фургоны (433-я модель, не пирожки, а именно двухместные универсалы),
глазастые 408-е с ручкой кпп в рулевой колонке,
такие же но экспортные четырехфарные.
Найден даже праворульный Москвич вернувшийся из Англии (охренеть умели же когда-то и на экспорт делать).
Милицейская победа с матюгальником.
Победа скорая помощь
Бьюик настолько лохматого года, что не выговорить, с такими огромными арками колес, что от бигфута туда встанут колеса
РАФик представительского класса (!) с диванами внутри и телефоном для связи с водителем.
Всенепременно Волги ГАЗ-21 обычные, такси, универсалы.
Раллийные москвичи с ввареным каркасом жесткости.
И конечно же грузовики. Огромные и мощные, как советская армия. И конечно же без каких-либо удобств для водителя. Сев в кабину я сразу осознал выражение "руки здоровенные как у шофера": усилители руля придумают сильно позже, и чтобы эту баранку проворачивать, ручищи нужны ого-го. Зеркала заднего вида... у меня на велике зеркало больше, проще и надежнее высунуть голову и посмотреть назад. В какой-то модификации, сейчас подзабыл, даже наверное на фотке сходу не покажу, рулевой червяк начинается прямо в салоне (два сочленения детектед). При этом в военных образцах если верить табличкам предусмотрена автоподкачка шин и стоит датчик-памятка какое давление на каком покрытии надо делать.
Так что если встретите газон на дороге, они еще возят молоко из колхозов, лучше объезжайте за километр и чуть что ховайтесь - обзор их кабины очень и очень поганый, всякие матизки и скутеры стоящие рядом не видно пока по пояс не высунешься.
Вот бы в той коллекции Колхида была, но их давным давно все порезали, только память осталась
Солнце клонилось к вечеру, меня уже начали пытаться затащить обратно в машину, ибо надо плыть, а мне все было мало, мало. Везде хотелось залезть, присесть, подержаться за руль, представить как оно было пилотировать эти автомобили. В планах Михаила Юрьевича, оживить часть машин с целью давать покататься приезжающим. Хочется верить что у него это получится и наш скромный вклад в благородное дело хоть на секунду приблизит этот момент. Тогда я думаю и посещаемость вырастет и может какой-то вменяемый доход от музея пойдет, чтоб ему не существовать, а развиваться. В нынешних условиях это конечно сверхзадача. Хотя и наша Актурия когда-то начиналась и живет на энтузиазме и вере в успех вопреки
Так что чем больше людей туда будет приезжать, тем больше шансов у музея не превратиться в кладбище.
Отписались мы значит в коментах, то есть в книге отзывов и предложений и пошли выспрашивать как отсюда бечь. По той же дороге я больше и страшном снене поеду, разве что на танке. И таки, да, огказалось что есть нормальная грунтовка и гравийка, необозначенные на картах, которые выводят на асфальт. На прощанье Михаил Юрьевич выгнал своим ходом 401-й ментовский москвич.
Через час тряски и слалома мы в Ефремове. Я и DM76 залипали, но решили доехать до заправки на трассе, там чем-нибудь взбодиться. Ну а там... там тапку в пол и до Воронежа, пока энергетик не отпустил
З.Ы. Один старый альпинист сказал мне, что в каждом восхождении оставляешь частичку себя, и чем больше эмоций получил при восхождении - тем больше оставляешь там. Не слишком ли много меня осталось в Черноусово, если глядя на нексию я до сих пор представляю ту охрененную черную королеву Чайку...