Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Многих новичков, познавших удовольствие катания на велосипеде, свободы перемещения, рано или поздно посещает мысль о велопутешествиях. Просматривая тематические форумы, отчеты, фотографии, восторженные отзывы участников, до них доходит ощущение, что в принципе это в человеческих силах, если те ребята смогли, может и я смогу?
Популярности велотуризма и велопоходов выходного дня (далее – велоПВД) немало способствует и финансовая составляющая. Как ни крути, велосипед дешевле и мобильнее байдарки в плане заброски и схода с маршрута, а если сравнить с пешим туризмом – требует меньшей физподготовки (снаряжение не тащится на спине, а везется на багажнике) и позволяет за то же время одолеть большее расстояние и больше увидеть, особенно это актуально для ПВД, когда время ощутимо ограничено.
 
В то же время душу терзают сомнения как в песне Высоцкого: «я подхожу к тяжелому снаряду, с тяжелым чувством – вдруг не подниму?» Многие сходят с дистанции уже на этом этапе, начиная сравнивать свои возможности с возможностями бывалых туристов или (что еще более неверно на данном этапе) с подвигами лосей, пожирателей километров, и укрепляются в осознании «нее, это точно не мое, я так точно не смогу, для меня это слишком». Сомнения эти не лишены основания. Любые походы и ПВД, это не совсем то же, что прогулка по парку в погожий летний день. Это какая-никакая физподготовка, это снаряжение, это взаимовыручка, это терпение, это ответственность группы за уставшего товарища, которому нужно помочь доехать и т.п. И если физическую форму можно набрать тренировками, снаряжение покупается за деньги или берется напрокат, то все перечисленное далее – оно либо есть в людях, участниках поездки, либо нет.
 
Поэтому первое, что я из своего опыта посоветовал бы – на первые походы выбирайте маршруты по силам, т.е. те после которых вы не будете приходить в себя всю следующую неделю. Даже если вы фанат «изнурительного отдыха». Непривычные, резкие и неравномерные нагрузки на колени могут надолго выбить вас из колеи. При неправильном педалировании и неправильной регулировке седла, которыми грешат поначалу многие велосипедисты, вероятность ушатать колени возрастает в разы. А если при этом еще и везти на себе заплечный рюкзак с едой и прочим хозяйством, можно еще и в паху натереть ощутимо и надолго или отбить задницу на кочках и вернуться пешком, потому что сидеть больно, а крутить педали стоя – силы быстро куда-то деваются…
 
Далее, катаясь, определите свою примерную крейсерскую скорость. Это та максимальная и при этом комфортная для вас скорость с которой вы можете ехать сколь угодно долго. Понятно, что двигаясь 5-10 км/ч можно хоть земной шар обогнуть, было бы время. Но тогда на 50-100 км (в среднем обычно столько проезжают в день в любительском велопоходе) уйдет около 10 часов езды. А пофотографироваться? А у костра посидеть? А достопримечательности посмотреть? Это тоже займет время…
Поэтому тренировками доводим крейсерскую скорость до 20 км/ч. Выше – еще лучше, дальше сможете заехать, больше посмотреть за световой день, в некоторых случаях еще и сэкономите на заброске на транспорте. Ну и конечно с каждой покатушкой стараемся увеличить километраж. Не обязательно после 50 успешных км замахиваться на 100, вполне сгодится 60. Впрочем, если чувствуете в себе силы на большее, - дерзайте! При этом помните: километры – не самоцель, главное – ваше физическое состояние после этих километров. Если, допустим, вы проехали 30-40 и валитесь с ног, - увеличивать в следующий раз нагрузки не стоит. Пусть организм привыкнет к этим. У вас же в данном случае достижение – в понимании того, что уж 30-40 км вы точно проедете.
 
И главное – кататься надо регулярно! Здесь много зависит от конкретной физиологии. Кому-то достаточно выехать раз в неделю-две на длинные дистации для поддержания формы, а кому-то пару раз в неделю просто необходимо. В рабочие дни многим (и мне в том числе) кататься бывает просто некогда, поэтому на помощь можно призвать трейнеры и тренажеры. Да-да, 1-2 раза в неделю зайти в ближайший фитнесс-клуб или зал бодибилдинга, и покрутить педали полчаса (или сделать то же самое дома, если есть трейнер или тренажер) – это дает эффект, как минимум в плане поддержания формы. Два раза по полчаса, итого 1 час в неделю это не так уж и много времени занимает правда?
 
Ремарка про 50-100 км. Они только поначалу кажутся чем-то феерически недостижимым. Это всего лишь 3-6 часов (соответственно) кручения педалей. При езде без резких ускорений и с передышками, допустим, каждые 10-15 км для фотографирования, перекусов, обмена впечатлениями и т.п. те же 50 км можно даже не заметить, а там и до сотни недалеко.
 
В процессе катания отработайте правильную посадку и «энергосберегающее» педалирование. Про первое хочу сказать особо. «Убить» колени неправильной посадкой не просто, а очень просто. Чем это грозит? Деформирующий артроз, например, и разрушение хряща в коленном суставе, при котором не то, что педалировать, ходить будет больно. Впрочем, это худший вариант. Если у вас проблем с суставами никогда не было, вы к этому эффекту придете не сразу. Скорее всего, сначала просто заболят колени, но бывает, что надолго, например на неделю-две. И уставать вы будете очень быстро. Поэтому, лучше сразу приучать себя к хорошему.
 
Итак, при правильной посадке нога на педали в крайнем нижнем положении должна быть почти выпрямлена. Почти, но не совсем. Степень этого «почти» вам предстоит, покатавшись, определить для себя самостоятельно. Так же о правильной посадке можно почитать здесь 
 
Теперь об «энергосберегающем» педалировании. Оно пригодится вам не только на длинных дистанциях, но и на коротких в случае усталости.
 
1 Повышайте каденс (частоту вращения педалей). Не надо давить «на силу» на тяжелой передаче. Коленям – перегрузка, силам – перерасход, пользы - ноль. У нас не зря так много скоростей на велосипеде – все время переключайтесь на нужную, чтобы крутилось ЛЕГКО. Поехали в подъем – сразу на 1-2 передачи ниже, и больше, если потребуется, пока до скоростей 1-1 не дойдете (малая ведущая – бОльшая ведомая звезды)
 
2 Берегите силы. Не стоит вкручивать на спусках, поберегите силы для подъемов. Не гнушайтесь заходить в гору пешком, если чувствуете, что педалировать в гору нет сил. Если ветер встречный, а до конца пути еще далеко, опять же имеет смысл поберечь силы и ехать со сменой ведущего, по очереди отдыхая за его спиной. Трактора, комбайны и прочая медленная тяжелая техника поможет двигаться сзади в ее воздушном потоке с наименьшими затратами сил, а при сильном встречном ветре за ними вообще можно неплохо передохнуть, продолжая двигаться вперед.
Можно поставить контактные педали. Они помогают не только разгрузить колени, но и экономить силы за счет возможности не только давить на педали, но и тянуть их вверх.
 
Правильное питье и питание в процессе езды так же является важным фактором выносливости. В движении мы расходуем много энергии, и воды. Запасы и того и другого в организме надо своевременно пополнять. Это значит есть не дожидаясь голода, пить не дожидаясь жажды. Перекусывайте почаще: между привалами, на остановках орехи, сухофрукты, шоколадки и прочие быстрые углеводы. Пейте часто: хотя бы раз в 5 минут делайте глоток воды.
 
Существует еще заблуждение по поводу того, что велосипед для ПВД и туризма надо непременно оборудовать по последнему слову техники, или что велосипеды начального уровня требуют апгрейдов и модернизаций… Глядя на продвинутые велосипеды бывалых велотуристов, возникает мысль, что так оно и есть. Смею вас заверить, «стартшоссе», «туристы» и даже «Украины» до сих пор успешно справляются с задачами путешественников, иногда даже без каких-либо доработок. Ваш покорный начинал на советском еще «Туристе». И любой горный велосипед, кроме ашанбайков, в той комплектации, в которой куплен в магазине к двухдневному ПВД точно готов и выдержит его с честью. А там в процессе путешествия станет ясно какие детали стоит в перспективе поменять на более надежные, а какие вполне сгодятся и так.
 
Но некоторым требованиям ваша техника все же должна отвечать:
- велосипед должен быть в исправном состоянии (скорости переключаются, тормоза работают, втулки не люфтят, цепь смазана, ничего не заедает) и не требовать регулировок на каждом привале
- обода должны быть двойные (одинарные превратятся в восьмерки, не доехав до выезда из города, ведь, кроме себя, вы еще вещи, снаряжение и еду нагрузите)
- удобное и не натирающее седло. К вечеру вам не должно быть больно сидеть. При слишком жестком седле поможет гелевый чехол или велопамперс. Если и это не помогает - тогда замена седла на анатомически более подходящее
 - наличие багажника (все тяжелое везется на нем, на спине, в идеале, только небольшой рюкзак с питьевой системой). Оговорка: можно, конечно, взять большой рюкзак и везти все на себе, но зачем такие неудобства и мучения (да-да пятая точка припомнит вам этот рюкзак уже в пути и сделает пвд очень неприятным)
- багажник должен быть оборудован «собачьей ногой» (это такой изгиб конструкции препятствующий попаданию в колесо груза свисающего по бокам багажника
- наличие подножки (опция необязательная, но поверьте, если навьючивать одной рукой груз на багажник, второй рукой закреплять груз, то придерживать велосипед придется третьей рукой, которой у нас нет, либо каждый раз просить товарища помочь)
- велорюкзак «штаны», являющийся, как правило, вместилищем всего груза, который мы берем с собой, эдакий велосипедный аналог пешетуристких рюкзаков (в ПВД без него еще можно обойтись, просто привязав груз надежнее к багажнику, а в более долгих походах
- это прямо таки необходимость. Очень упрощает жизнь велотуристу).
 
Безопасность – то о чем в первую очередь стоит думать не только организатору ПВД, но и самим участникам. Она включает в себя:
- знание и соблюдение ПДД
- средства, повышающие заметность велосипедиста (задняя мигалка, фонарь, катафоты, светоотражающие полосы на одежде и рюкзаках)
- ШЛЕМ (с точки зрения четырехколесных участников движения дает +100 очков к вашей адекватности, и относиться к вам будут как серьезному велосипедисту, а не как к обезьяне-камикадзе). Со сломанной рукой можно дождаться скорой, со сломанной головой дожидаться не придется.
 
Никогда не забывайте, все, что происходит с одним участником, касается всей группы. Если вы травмируетесь так, что не сможете продолжать движение, то у остальных будет головная боль, что делать с вами, вашими вещами и велосипедом. Будьте осторожнее. 
 
И, наконец, компания. Попасть в хорошие руки в начале карьеры туриста – очень хорошо. Тогда поход или ПВД 100% не только не отобьет охоту заниматься этим дальше, о и наоборот укрепит желание и стремление к новым достижениям, новым горизонтам, новым друзьям.
 
Как правило при объявлении похода и ПВД, сразу указываются требования к подготовке участников, снаряжению и возможные точки схода с маршрута при нештатных ситуациях. Ближе к времени старта определяется бюджет и способы закупки провизии, кто что повезет из общего снаряжения, участники расквартировываются по палаткам и т.д. Если мероприятие вам интересно, не стесняйтесь уточнить интересующие детали у организатора, не стесняйтесь признаваться что вы новичок, мы все когда-то начинали, и организатор тоже ). Толковый организатор заботится о новичках и всегда постарается вам помочь не только определиться стоит ли вам ввязываться в конкретное мероприятие, что брать что не брать с собой, но и в процессе похода не упустит вас из виду, разгрузит если необходимо и т.п.
 
Если ничего интересного или доступного вам по силам на горизонте нет – организуйте свой поход выходного дня, с компанией или без. Памятка лидеру группы вам в помощь. Ну правда – не боги горшки обжигают.
 
 P.S. Велопутешествия дают ни с чем не сравнимое ощущения, свободы, единения с природой и чувства локтя – всего того, чего нам так часто не хватает в жизни. Вас ждут цветущие сады, фантастические виды с холмов и гор, ароматы цветущих полей, шум ночного леса, радость новых открытий, люди готовые помочь и поддержать….
Не бойтесь делать первый шаг.